— А хоть что-нибудь имеет значение?
— Да, имеет. То, что мы уже не мертвецы, — сказал он. — И то, что мы еще не мертвецы. (Эрих Мария Ремарк).

Несмотря на постоянные военные действия и террористические угрозы по всему миру, жителям Беларуси, как и многих других городов, война кажется отдаленным и совершенно непонятным явлением. Тем не менее, несколько раз в год в школах продолжает звучать учебная тревога, но уже мало кто знает, куда нужно бежать потом.

Бомбоубежище - место, которое должно спасти многих во время войны. На самом деле опыт запада показал, что нынешний город совершенно не готов к военным действиям. Бомбоубежища давно превратились в лавки, студии звукозаписи, отданы под склады или их просто сравняли с землей. Ведь практически все подвалы города в 40-50-х годах строились как бомбоубежища и радиационные укрытия. В Минске до сих пор есть либо законсервированные, либо забытые объекты, возведенные в 50-е годы.

Одно из них ранее можно было найти в Михайловском сквере, сегодня от него не осталось и следа.

«В 90-е годы многие из подобных бункеров были переданы частным предпринимателям, организациям общепита, в результате сложилась такая ситуация, как в Белграде в 99-м году, когда началась его бомбардировка авиацией НАТО, власти приняли решение вернуть бомбоубежища в обычное состояние, выяснилось, что это просто невозможно", - сообщили корреспондентам hata.by в НАН РБ.

Как вариант развития событий: уже через несколько лет будут ходить новые легенды о крысах, мутантах, ходах и непонятных жителях старых, давно потерянных бомбоубежищ, затмив собой легенды о метро. А пока, по всей территории Беларуси, особо умные жители используют доты как фундамент и подвал для своих коттеджей, а бункеры - как склад для своих вещей.

Но если с бункерами все понятно, то с клумбами вокруг домов стоит разобраться поподробнее. Существует старинная городская легенда, что зеленые зоны, с замечательными деревьями, цветами, игрушками  и прочими прелестями ландшафтного дизайна, клумбами-то на самом деле и не являются, а являются самыми настоящими огородами на случай блокады. Именно такие «зеленые зоны» и спасли многие жизни в Ленинграде 40-х годов. В Японии до сих пор действует план мобилизации ресурсов в случае блокады страны, где зеленые зоны вокруг домов и парки должны быть превращены в огороды.

Как комментируют в НАН, сегодня в нашей стране клумбы в огороды превращать нет никакого смысла – при такой загазованности ничего путного на них не взойдет.

(автор: Павел Корчагин) 

И снова спускаемся вниз – в метро. То, что метро является объектом гражданской обороны ни для кого не секрет, не является тайной и то, что люди, в случае укрытия в метро, останутся на перроне и не смогут занимать пути, а по путям и дальше продолжат курсировать поезда.

Вот только мало кто может себе представить, где на самом деле закрываются двери в случае радиоактивной угрозы, хотя многие проходят там каждый день.

Заводы. То, что МАЗ, МТЗ и другие наши заводы готовы выпускать военную технику - не является секретом. Но вот что может производить велозавод? Первая мысль – мотоциклы. В случае перехода на военное положение МотоВелоЗавод конечно будет производить тяжелые мотоциклы для нужд армии, но помимо этого, оборудование завода предназначено для сборки и ремонта стрелкового оружия. Станкостроительные заводы в случае войны переводились на выпуск и ремонт артиллерийских сооружений.

  

Дороги. Трасса Р45, которая проходит мимо города Глубокое, известна многим автолюбителям как одна из самых опасных. Сама дорога около Полоцка извивается как уж и проходит в таком состоянии не один километр. Как сообщают местные жители, так витиевато дорога сделана не случайно: во время военных действий, колонна, которая двигается по такой дороге, подвергается меньшему риску попадания ракет с воздуха. Насколько это правда судить довольно трудно – с одной стороны колонна действительно двигалась зигзагами, в то время как обстрел с воздуха шел по прямой, однако сейчас, учитывая появление в конце войны новых управляемых ракет (ASM), такая маневренность колонны может привести только к большим потерям из-за продолжительного нахождения на открытой местности.