Разделив список акционерных обществ, участвующих в чековой приватизации, на популярные, менее популярные и мало популярные, владелец чеков «Имущество» приступил к поиску информации о предприятиях, которые судя по доле реализованных акций, пользуются наибольшим спросом.
... или всего лишь временные трудности
Первым в списке оказался Трест Белстромремонт, г. Минск. Каждая его акция равноценна одному чеку. Из почти 14 тыс. акций в продаже осталось чуть больше 8 тыс.
Из имеющейся в открытом доступе информации следует, что основным видом деятельности Треста является выполнение общестроительных работ при строительстве зданий и сооружений. К преимуществам предприятия можно отнести наличие собственного автопарка, и что головное предприятие находится в Минске, а подразделения -- в Гомеле, Гродно и Витебске. Причем эти подразделения (строительно-монтажные и строительные управления -- СМУ и СУ) работают с разной рентабельностью, у них разные объекты и разный имидж.
Если же говорить в целом о Тресте, то первая же ссылка, выданная поисковой программой на запрос «Трест Белстромремонт», содержала не совсем позитивную информацию.
В частности, прошлом году Трест оказался замешан в скандальном деле. Речь идет о строительной пирамиде, в создании которой якобы принимало участие руководство Треста. Если очень коротко, то крупнейший Трест Министерства архитектуры и строительства умудрился продать одни и те же нежилые помещения в многоквартирном доме по ул. Шаранговича двум коммерческим компаниям.
«Трест Белстромремонт» вместе с неким ОО «Время» упоминается на форумах в связи с задержкой сроков строительства домов в Ждановичах и в Сухарево.
Кроме этого в прошлом году Хозяйственный суд проводил аукцион по продаже имущества ОАО «Трест Белстромремонт». На торги были выставлены объекты недвижимости (здания различного назначения), расположенные в г. Витебске, общей стоимостью около 900 млн. руб. (учитывая девальвацию сегодня это около 2,5 млрд. руб.)
Удалось также выяснить, что в 2009 и 2010 годах Трест, как объединение, сработал с минусовой рентабельностью, имел многомиллиардную кредиторскую задолженность, превышающую дебиторскую почти в 3 раза. Судя по динамике показателей, можно сделать вывод, что финансовое положение Треста резко ухудшилось в 2009 году: вероятно, повлиял финансовый кризис 2008 года.
Процент износа машин и оборудования, имевшегося год назад на балансе предприятия, колебался от 7 до 93% при среднем показателе около 50%.
Из полученной информации также следует, что финансовое положение Треста не очень хорошее. Для повышения его конкурентоспособности необходимы серьезные инвестиции, а также структурные преобразования, учитывая кадровый состав: около 25% работающих в Тресте – это управленцы. Таким образом назвать Трест привлекательным с точки зрения приобретения его акций не представляется возможным, если судить по информации, имеющейся опять же в открытом доступе.
На вершине холдинга
ОАО «Трест Белтрансстрой», судя по доле выкупленных акций, выглядит менее привлекательно. Из более 6 тыс. акций, предназначенных для обмена на чеки «Имущество» в Первомайском районе г. Минска, на сегодня обменены на чеки имущество менее 1 тысячи (1 акция соответствует 1 чеку). Но по другим признакам это предприятие можно отнести к числу наиболее успешных и перспективных строительных трестов в Беларуси.
«Трест Белтрансстрой» имеет в Республике Беларусь и за ее пределами хорошую деловую репутацию, обусловленную как спецификой, так и высоким качеством строительной продукции. Это ведущее предприятие в области транспортного строительства. За время существования предприятия построено свыше 3825 км главных, станционных и подъездных путей, свыше 400 больших и малых мостов и путепроводов, более 200 депо, электрифицировано более 1000 км железнодорожных линий, сооружены и реконструированы около 70 железнодорожных вокзалов, Витебский речной порт, аэродромные комплексы в Бресте и Минске.
Также на его счету – десятки построенных, реконструированных, капитально отремонтированных зданий промышленного, гражданского, жилищного назначения. Этому Тресту достаются самые ответственные стройки, включая проекты, которые реализуются по президентским указам. В составе Треста -- 10 строительно-монтажных подразделений в Бресте, Барановичах, Витебске, Гомеле, Орше и Минске, специализированный строительно-монтажный поезд, Управление механизации и автотранспорта в Минске. В СМП-716 (г.Гомель) мощный специализированный цех изготавливает достаточно широкий набор металлоконструкций. Комбинат строительных конструкций и деталей в Орше выпускает бетонные и железобетонные конструкции более чем 100 наименований, столярные изделия, начато производство изделий сухого прессования: дорожных и тротуарных бордюров, тротуарной плитки.
Кстати, в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» Минстройархитектуры приняло решение о создании двух холдингов на базе организаций Минстройархитектуры – «БелСпецМонтаж» (управляющая компания – ОАО «Промтехмонтаж») и «Белстрой» (управляющая компания – ОАО «Трест Белтрансстрой»). Как сообщает пресс-служба Минстройархитектуры, в состав создаваемых холдинговых структур включены крупные строительные и специализированные монтажные организации. В настоящее время проект распоряжения Президента Республики Беларусь по созданию названных холдингов согласован со всеми заинтересованными органами государственного управления и находится на рассмотрении в Правительстве.
По планам строительного ведомства, в краткосрочной и среднесрочной перспективе холдингам предстоит реализовать целевые задачи, связанные со строительством Белорусской АЭС, Ленинградской АЭС (с обучением белорусских специалистов) и Балтийской АЭС в Калининграде, а также объектов в Венесуэле, Африке и Латинской Америке, республиках Туркменистан и Азербайджан.
А это может означать, что у «Треста Белтрансстрой» -- весьма солидные перспективы.
(Продолжение следует)