6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Вход на рынок риэлтерских услуг подешевеет

Опубликовано: 12 июля 2012

Автор: Елизавета Булатецкая

Президентским указом №284 от 21 июня 2012 года облегчен доступ юридических лиц на рынок риэлтерских услуг. Но почему в таком случае не разрешить аттестованным Минюстом риэлтерам оказывать риэлтерские услуги без образования юридического лица?

Напомним, что Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 284 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» введены новые требования к качественному составу штатных работников риэлтерских организаций.

Речь идет о сокращении количества риэлтеров (аттестованные Министерством юстиции специалисты), которых обязаны иметь в штате риэлтерские организации для получения лицензии на риэлтерские услуги. В частности, небольшие агентства недвижимости с численностью работников (за исключение технического и вспомогательного персонала) до 10 человек (надо полагать 9 и менее), обязаны иметь в своем штате не менее 2 риэлтеров. Раньше надо было иметь минимум 5 риэлтеров. А в штате обособленного подразделения риэлтерской организации теперь должен быть как минимум один риэлтер.

Если в агентстве недвижимости – от 10 до 20 работников (опять же кроме технического и обслуживающего персонала), то риэлтеров должно быть не менее 3. При 30 и более – не менее 5 риэлтеров.

Это, как полагают авторы изменений, позволит создавать и развивать риэлтерские организации в районных центрах и городах областного подчинения.

Кроме того территориальным организациям по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним  (так называемым БРТИ) предоставлено право оказывать риэлтерские услуги без получения соответствующей лицензии. При этом они, как и раньше обязаны исполнять все иные требования законодательства, регулирующего риэлтерскую деятельность.

«Данные изменения в законодательство направлены на развитие конкуренции в сфере риэлтерской деятельности с целью повышения качества и доступности услуг, предоставляемых населению при заключении сделок с недвижимостью», комментирует пресс-служба Министерства юстиции.

Внесенные указом изменения, которые вступили в силу с момента официального опубликования, безусловно, имеют ряд позитивных моментов. Но назвать его завершенным, как если бы мы говорили о творении какого-нибудь художника или зодчего, нельзя. Многовековая история существования деятельности по продаже недвижимости и 20-летняя история развития белорусского рынка недвижимости говорит о том, что ответственность риэлтеров за качество риэлтерской услуги не имеет прямой зависимости ни от юридического статуса субъекта риэлтерской деятельности, ни от его количественного состава, ни тем более от наличия лицензии. Есть аттестация риэлтеров. Это самый главный критерий профессионального уровня риэлтера. Если риэлтер сдал экзамен в Минситерстве юстиции, если он занесен в реестр аттестованных риэлтеров, то он может и в одиночку оказывать риэлтерские услуги, и в составе юридического лица.

Практика работы агентств недвижимости показывает, что сколько бы в агентстве не было риэлтеров, работники агентства все равно совершают левые сделки – то есть работают по серым схемам, минуя работодателя, но используя его базу, статус и созданную инфраструктуру (наверное, есть исключения). Соответственно агентство недополучает прибыль, страдает его репутация, а клиенты получают не совсем качественную услугу да к тому же еще подвергают себя риску, хотя платят , наверное, меньше.

Если бы аттестованный риэлтер мог работать как индивидуальный предприниматель, то серых схем на рынке риэлтерских услуг стало бы меньше. Ведь все уже давно поняли, что риэлтерская организация несет ответственность перед клиентом в рамках стоимости оказанной риэлтерской услуги. За исключением тех случаев, когда в суде будет доказано, что сделка купли-продажи квартиры совершена с нарушением законодательства именно по вине агентства недвижимости.

Кроме того, в международной практике, риэлтер (брокер, продавец недвижимости) не может оказывать риэлтерскую услугу одновременно и продавцу, и покупателю объекта недвижимости. У нас агентство недвижимости может работает одновременно и на продавца, и на покупателя. Кого оно в случае чего будет защищать?

Наверное, кто-то спросит: а что будет если в процессе оказания риэлтерской услуги с риэлтером, который работает в одиночку, то есть как индивидуальный предприниматель, что-то случится? Или он окажется мошенником? Ответ такой же, как в случае с агентством недвижимости.  

Что же касается последствий отмены лицензирования риэлтерской деятельности, которых наверху бояться, то они даже менее опасны, чем последствия отмены лицензирования строительной деятельности. А ведь лицензирование строительной деятельности в Беларуси уже отменили. И что? Качество строительства ухудшилось в связи с этим? Если ухудшилось, то только потому, что аттестация специалистов в области строительства ведется спустя рукава в некоторых случаях.

Кстати автору этих строк лет 7-8 назад посчастливилось побывать на аттестации риэлтеров в Минюсте. По правде говоря, было стыдно находиться в аудитории. 80 процентов аттестуемых плавали в самых элементарных вопросах. И тем не менее половина из них были аттестованы без повторного экзамена. Хочется надеяться, что сегодняшние претенденты на аттестацию более подготовлены.


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
0.683416