6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

В поисках утраченного. Часть II: наследие Сапег

Опубликовано: 1 октября 2014

Автор: Лидия Мороз

Мы продолжаем наше путешествие по Брестской области, и следующим местом, к которому ведут все легенды, являются Ружаны.

Этот небольшой поселок городского типа, который расположился на юго-востоке Беларуси, привлекает к себе множество туристов из различных стран. Сейчас здесь самое основное – история, но когда-то зажиточное местечко насчитывало множество дворов, мануфактуры, Троицкий костел и, конечно же, прекрасный замок, воздвигнутый канцлером великим литовским Львом Сапегой. 

Сегодня дворец пытаются восстановить, а и его руины привлекают множество приезжих своими тайнами, к которым можно прикоснуться. Сам же комплекс является открытым для туристов, а экскурсии здесь водят работники музея и местные дети, желающие подзаработать. Нужно сказать, что у последних получается довольно эффективно завлекать толпу не только русскоязычных визитеров, но и приезжих с гидами и переводчиками, рассказывая о том, как они сами откапывали различные ходы и побывали на всех трех уровнях подземелий замка. 

Дворец был воздвигнут в 1602 году, но точная дата начала строительства остается неизвестной, также как и имя его архитектора. По некоторым сведениям, строение было оборонительным сооружением и изначально являлось замком, вокруг которого раскинулся ров. Но через некоторое время на территории Ружан началось строительство, и замок переделали во дворец, вдохнув в него вторую жизнь. В 1770-х годах дворец был перестроен архитектором Беккером в стиле классицизма. Это произошло после междоусобных войн на территории данных земель, когда конфедерат Вишневецкий, по некоторым источникам, сжег замок. Тогда межэтажные перекрытия в замке были деревянными и только стены делались из камня, поэтому сожжение монументального строения не смогли остановить.

Но еще до творения Беккера, замок перейдет в официальное владение дочери Юрия Станислава Сапеги Кристины Розы Массальской. Именно она первая займется его перестройкой и создаст из Ружан центр музыкального и театрального искусства, место проведения балов и встреч.

Архитектором обновленного дворца станет Ян Зигмунд Дейбль, но проект так и не удастся осуществить до конца. Преградой к обновлению будет неожиданная трагедия в семье Кристины Розы – ее муж сходит с ума. В результате, хозяйка дворца не сможет справиться со своим горем и уедет из этого места, завещав владения своему племяннику Александру Михаилу Сапеге.

Александр Михаил получил звание канцлера и был не последним человеком в государстве. Он приехал во дворец со своей супругой и именно благодаря ее стараниям, мы можем видеть дворец, как целый комплекс строений, а не одно сооружение. Говорят, жена Александра Михаила была очень пробивной женщиной и неимоверно любила театр, а во дворце все только и ждало воплощения идей этой пары. Так, на перестройке появляется архитектор Беккер, который делает из замка дворец и превращает его в объединенную группу строений. При нем разбираются башни бывшего замка и заключаются в объем обновленного здания, рядом появляется строение театра, а во дворце царит симметрия и роскошь в стилях классицизма и барокко. Рядом строят два флигеля, а перед главным входом - невероятную въездную браму, которую сейчас отреставрировали. Семья же собирается построить еще одно официну, но и эту ветвь коснулась трагедия. Умирает Магдалена, а ее муж уезжает в Варшаву, оставляя дворец своему сыну Франтишку, который стал одним из самых значимых земельных собственников и содержал на своих землях в Ружанах и Деречине театры. Но, к сожалению, дворец так и не был достроен. 

О том, что это место когда-то было своеобразным центром и говорило о знаменитом роде его хозяев сегодня можно понять только по большим аркам комплекса и его колоннам – единственное, что не было сильно затронуто временем, войнами и реставрацией. От великолепия самого замка остался только фасад, по которому с радостью лазят приезжие, пытаясь сделать интересные снимки. Сохранился здесь и орнамент, который напоминает о красоте залов.

Здесь же можно заметить следы от перекрытий и увидеть, что окна начинались практически от пола. Деревянные балки, на которых держится кладка здания, значительно потрепаны временем и на них заметны следы пожара, а на стенах можно наблюдать, как именно изменяли внешний вид дворца в различное время. 

На территории комплекса реставрируется бывшее здание театра, но эти работы больше похожи на поддержание жизни в комплексе, нежели на сохранение. Однако работы на руинах дворца все-таки ведутся, но проводят их не профессиональные археологи, реставраторы и историки, а волонтеры, которые приезжают летом убирать набросанный мусор. 

«Пока никаких раскопок не проходит. Летом приезжают волонтеры, которые убирают мусор (обвалившиеся кирпичи, набросанные местными жителями бутылки), несмотря на то, что замок старый, в него обеспечен свободный доступ, и после его посещения туристами или местными жителями, здесь остается много мусора. То, что мы ставим забор – это никому не нужно. У нас висят таблички «опасная зона», но и они не действуют», - рассказала hata.by сотрудник музея дворцового комплекса в Ружанах.

Но нас интересует другая история замка – легенда, которая не одно поколение заставляет вспоминать историю и предпочтения древнего рода. Говорят, именно сюда из Коссовского замка приходит подземный ход, который соединяет два строения. Эта легенда обросла различными историями и рассказами. Многие из них кажутся очень правдоподобными, когда говорится, что ход все-таки нашли и даже открывали его вместе с милицией. Пройти, правда, по нему далеко не удалось, но месторасположение стражами правопорядка было зафиксировано. Не теряя времени, мы решили связаться с местным РУВД, где нам ответили, что ни в какие годы ничего подобного на территории Ружан не происходило.

Об этом же сказали и в музее дворца, где уверены, что связывать два строения разных веков не было никакого смысла и возможности из-за песчаного грунта, но в это же время готовы поделиться другими сведениями, что ходы есть на территории самого комплекса, а по легендам они уходят к Троицкому костелу.

Троицкий костел

Изначально костел св. Троицы существовал в деревянном виде, но в 1617 году он был перестроен в каменный за счет Льва Сапеги. В 1768 году Кристиной Массальской была основана каплица Иисуса, а в 1787 уже Александр Сапега пристраивает еще одну каплицу – св. Варвары. В XVIII веке в костеле появляется барочная настенная живопись, однако лучше всего роспись сохранилась именно в каплице св. Варвары, здесь же находится памятник дружбы для Б.Биспинга. 

Мы попадаем в костел, когда здесь можно встретить только двоих его служителей. Рассказывать о нем готовы много и долго, показывая настенную живопись, скульптуры, каплицы. Сооружение действительно захватывает своим величием и спокойствием, есть здесь и множество непонятных на первый взгляд вещей. Так, например, возле распятия можно увидеть большое количество отлитых из различных металлов маленьких копий рук, ног, сердец. Как нам сказали, это отливали верующие, которые, благодаря распятию, исцелили свои недуги. 

Однако, все это может увидеть любой турист или простой посетитель костела. Мы же спускаемся туда, куда не водят экскурсий и что не показывают каждому зашедшему – подземную часть костела. 

Здесь сохранилась старая кирпичная кладка и витает дух того времени. Небольшое помещение расположилось прямо под алтарной частью костела, здесь же находятся и два захоронения. Как нам сообщили, одни мощи уже давно перевезены на кладбище, но останки Виленского бискупа должны все еще храниться в костеле. 

Но вернемся к легендам. Следует отметить, что строительство подземелий, которые соединяли замки с религиозными объектами, было довольно распространено. Именно поэтому версия, что между дворцом Сапег и Троицким костелом может быть подземный ход, по которому могли уходить в случае опасности из замка, не показалась нам настолько невероятной. К тому же, есть авторитетное мнение, что в самом дворцовом комплексе разместились тоннели, о которых неоднократно говорят сотрудники музея, ссылаясь на исследования археолога Калнина, который занимался раскопками в Ружанах в советское время.

«Когда в советское время здесь проводились исследования археологом Калниным, то он писал, что на одном уровне во дворе были найдены пустоты и, скорее всего там был подземный переход, только он соединял центральную часть и флигель. Если верить его описаниям, то ход был, но эти пустоты не везде просматривались. Есть вероятность, что от времени ход, который соединял северный корпус и флигель, просто обвалился», - рассказывает сотрудник музея.

Возможно, если был смысл соединять различные корпусы комплекса, то и ход между дворцом и костелом все-таки существовал. И, если нет возможности найти его в дворцовом комплексе, то следует искать в подземной части Троицкого костела.

Однако подземелья строения не дают возможности развернуться. Сегодня здесь лежит различный строительный материал, а сам подвал больше напоминает обычное подсобное помещение или очень похож на погреб для вин. 

Однако чувствуется какая-то незаконченность всего и хочется зайти за небольшие выступы в каменной стене, чтобы убедиться, что за ней ничего нет. Маленький подвал под огромным костелом просто смущает, но еще больше ставит в тупик лестница, которая направлена вверх и, если бы ни пол костела, должна выходить прямо к алтарю. 

Какое предназначение было у этого места раньше, нам так и не удалось узнать, но сейчас найти что-либо в подземной части костела святой Троицы уже невозможно и остается довольствоваться только его необыкновенным убранством и старинными напоминаниями о минувшей эпохе. 

Три этажа дворца Сапег

Как говорилось ранее, по руинам дворца развешаны таблички с предупреждениями об опасности. В основном они направлены на то, чтобы сдержать туристов от посещения нижних этажей замка. Но местные мальчишки, которые активно взялись за экскурсии, с уверенностью ведут посетителей в подвалы, рассказывая истории о тайных проходах и скрытых дверях, которые они обнаружили здесь много лет назад. Правда спускаться ниже первого этажа подземелий никто не решается, а третий этаж вообще пока раскопать не удалось.

«По описаниям было три этажа подвалов: на первом этаже хранились запасы еды, вина. На втором этаже хранилась казна и архивы, а на третьем этаже арсенал. Третий этаж до сих пор не открыли, - рассказывают в музее. -  Кто-то говорит, что он под всем замком, а кто-то, что третий этаж подвалов был только под центральной частью замка, то есть, если замок идет крестом, то в середине. Однако в точном месторасположении арсенала историки так и не сошлись, по-разному описывая, где могла находиться эта комната. На данный момент подвалы завалены, и можно хорошо просмотреть только первый ярус, поэтому мы не можем точно сказать, где расположен третий подземный этаж строения, а раскопки на этом месте сейчас не проводятся».

Первый этаж бывших подземелий состоит из двух комнат, соединенных между собой дверным пролетом. На стенах еще остались следы копоти от минувших пожаров и добавились разрушения от времени. В некоторых местах провалился пол, есть несколько мелких обрушений и один довольно большой лаз в полу, по которому, в основном и спускаются, однако никакого другого входа в подземелья замка нам найти так и не удалось, а вход на минус третий этаж даже не обозначается. Зато именно здесь можно наблюдать замечательную систему отопления – на стыке каждой комнаты был камин с общим дымоходом, однако дворцовый комплекс не может похвастаться секретным отоплением, которым славились некоторые замки, когда в стенах были пустоты и невидимые печи.

Возможно, когда дворцовым комплексом снова активно займутся историки и археологи, его посетители все-таки смогут увидеть, как он был на самом деле устроен изнутри, сейчас же остается довольствоваться только остатками былой роскоши, дорисовывая ее своим воображением.

Нынешнее состояние

Сегодня части дворцового комплекса потихоньку реставрируют, а местами пытаются укрепить кладку. 


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (2)

3 Oct 2014 в 11:23   |   Татьяна

Очень жаль, что у нас так плохо сохраняются не только важные, но и очень красивые, и величественные здания. Даже если реконструируют, что там будет? очередная гостиница с маленьким музеем, который, скорее всего, так и останется в браме. Жаль, надеюсь на лучшее. 

[ Ответить на этот комментарий ]

8 Oct 2014 в 22:19   |   Мария

Замечательное место, спасибо большое за такой рассказ о его истории. Надеюсь, мы увидим дворец в нормальном состоянии

[ Ответить на этот комментарий ]

Читайте также:
1.769013