6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Что нам мешает быть в «шоколаде»?

Опубликовано: 25 октября 2011

Автор: Александр Лойко

Несколько лет назад в стране ощущался острый дефицит складской недвижимости. Сейчас ситуация несколько изменилась, и в этом сегменте экономики наблюдается заметное оживление. Корреспондент hata.by встретился с руководителем направления «Логистика», бизнес-тренером консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александром Тарашкевичем и поговорил о проблемах строительства транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в Беларуси.

Александр ТарашкевичАлександр, расскажите, пожалуйста, какие бывают виды ТЛЦ?

Прежде всего, хотелось бы определить само понятие транспортно-логистического центра. Можно выделить три группы складов: логистические центры, распределительные центры и обычные склады предприятий. Если склады предприятий создаются исключительно для обеспечения внутренних потребностей компании, то логистические и распределительные центры имеют несколько иные задачи.

Распределительные центры создаются для централизованного обеспечения торговых сетей необходимыми товарами, что позволяет значительно сэкономить на закупке и хранении больших объемов товаров, а за счет сокращения подсобных помещений в торговых точках значительно увеличить торговые площади сети.

Логистические центры - это предприятия, основной целью деятельности которых является предоставление всего спектра услуг в области логистики.  В нашей стране распространение получили транспортно-логистические центры, которые предоставляют в основном услуги по хранению, обработке и доставке грузов.

Все ТЛЦ можно разделить на три категории. Первая категория – это логистические центры, т.е. специализированные предприятия, которые изначально созданы только для предоставления складских и транспортных услуг. Такие предприятия могут принять, сохранить, укомплектовать, отгрузить и доставить товар заказчику. Компаниям, пользующимся такими услугами, нет необходимости тратиться на содержание собственного склада и думать о доставке товара, это можно отдать на аутсорсинг. Более того, так как аутсорсинг предполагает, что все риски несет фирма, предоставляющая соответствующие услуги, можно в какой-то степени обезопасить свою деятельность.

Вторая категория – это распределительные центры, которые с появлением некоторых свободных складских площадей или изначально рассчитанных на наличие таковых, предлагают сторонним организациям услуги по хранению товара, тем самым позиционируя себя и как логистические центры. При этом следует отметить, что наличие потребности в обеспечении собственной сети в любом случае наложит свой отпечаток на приоритеты в работе такого центра.

Третья категория – это просто большие склады компании, которые по определенным причинам стали невостребованными для собственных нужд, и были перепрофилированы под хранение товаров для сторонних организаций. Такие центры, как правило, имеют серьезные ограничения, так как при организации центра пришлось использовать существующие помещения и инфраструктуру, которые далеко не всегда являются оптимальными и удобными.

Какие категории ТЛЦ распространены в Беларуси?

У нас в большей степени строятся логистические  центры первой категории, новые ТЛЦ, причем многие их них на государственном уровне. Это хорошая тенденция, так как изначально спроектированный ТЛЦ имеет ряд преимуществ. Таких, как проработанные логистические технологии и их технологическое оснащение.  При этом следует заметить, что при проектировании такого объекта можно сразу учесть все необходимые требования, чего, к сожалению, нельзя сказать о других категориях ТЛЦ, где уже изначально существуют свои запреты и ограничения.

Сейчас на рынке сформированы два полюса. Первый - ты пользуешься услугами логистического центра, но зависишь от него. Понимая, что место за тобой закрепилось, что ты к нему привык и направил на него свои товарные потоки, владелец может в одностороннем порядке поднять цены, или у него попросту не хватит ресурсов для хранения товаров.

Второй полюс – строительство своего распределительного  центра, или склада, но это получается такая местечковая логистика, в рамках одного предприятия.  Учитывая, что стоимость логистических услуг у нас, по-моему, неоправданно завышена, большинство заказчиков стремятся построить свой склад или снять склад в аренду. Но и тут не так все однозначно. Построить собственный склад или приобрести уже готовый не так легко и просто, как хотелось бы. Рынок складской недвижимости, с моей точки зрения, развит плохо. Сегодня очень тяжело найти подходящий объект, который бы был удобно расположен, достаточен по размерам и форме, где были бы хорошие подъездные пути и коммуникации, развитая  инфраструктура, да и близость к основным магистралям при этом не помешает. Не многие могут с гордостью признать, что их склад соответствует минимум половине вышеперечисленных требований. Да и собственно предложений по такой недвижимости практически нет.

Вот и получается, что в нынешней ситуации компании вынуждены обращаться за услугами в логистические центры. Замечу – не выбирают услуги, а вынуждены обращаться за услугами, что, естественно, и определяет их стоимость. Идеально было бы дать предприятиям возможность выбирать между строительством или покупкой собственного склада, арендой склада или услугой логистического центра. Тогда и цены были бы адекватными, и услуги ТЛЦ развивались бы по рыночным законам.

Какие возможности предоставляют логистические центры для своих клиентов?

Все зависит от возможностей логистического центра. Некоторые предлагают только хранение товара. Некоторые могут не просто хранить ваш товар, а еще и обрабатывать его. Например, есть компания, которая торгует разовой посудой. Все предметы приходят раздельно, а магазину нужен комплект. Если вы закажете услугу, то вам на этом же складе все укомплектуют.

Лучше всего, когда кроме хранения, компания может забрать ваш товар от поставщика, привезти к себе, укомплектовать и сформировать заказы по вашим торговым точкам. Единственным ограничением может стать наш национальный документооборот. В большинстве стран он намного проще. У нас достаточно сложный.

Высший пилотаж в сфере услуг по логистике – это когда кроме вышеперечисленного, компания может предложить услуги по поиску поставщика и, возможно, вашего клиента.

Всем известно, что Беларусь занимает выгодное географическое положение. В связи с этим вопрос, как Вы оцениваете уровень развития инфраструктуры логистического обслуживания в нашей стране? 

Для меня было загадкой, почему мы до недавнего времени вообще не пользовались своим географическим положением. Быть фактически на мостике между Европой и Россией, через который идет постоянный товарооборот, и не воспользоваться этой возможностью, не получить свой бонус – это недочет со стороны государства.

Сейчас пошло движение. Россия усиливает торгово-экономические отношения с Европой, наше государство вступило в таможенный союз, всевозможные интеграции. Перспективы огромные. Другое дело, что должен соблюдаться принцип достаточности. Нужно четко понимать, какой поток может быть сегодня, завтра и послезавтра. Соответственно, под эти потоки необходимо создавать объекты. У нас частенько бывают перекосы. Вот, например, не было транспортно-логистических центров. Потом поняли, что можно воспользоваться этим преимуществом и сразу начали строить большое количество логистических центров. Однако не факт, что они окажутся востребованы, смогут быть загружены, т.е. может сложиться ситуация, когда самих центров будет больше, чем товаров.

Каким образом можно определить оптимальное количество необходимых ТЛЦ? 

Во-первых, нужно отслеживать товарные потоки. Во-вторых, очень хорошо работать с будущими заказчиками и потребителями логистических услуг. Надо понимать вообще, как и куда будут направлены товарные и транспортные потоки. Развивать сервис необходимо так, чтобы это было выгодно.

Многие водители жалуются, что в Беларуси очень мало придорожного сервиса. В некоторых случаях им выгоднее поехать например через Литву, потому что там придорожный сервис более развит. Здесь водители видят риск. Им надо проехать фактически 600 км от Бреста до Смоленска, и на этом отрезке не так уж много мест, где можно получить качественное обслуживание. Соответственно, потоки будут регулироваться еще и предложенным сервисом не только логистических центров.

Какое-то время назад компании, занимающиеся импортом из Европы, старались провозить груз не через Беларусь. Потому что таможенные органы в нашей стране с одной стороны очень четко контролируют законность, а с другой – очень медленно работают. Перевозчики теряют время. Получается, что дальше едешь, но приезжаешь быстрее. Таможенный союз должен внести серьезные  правки в этом смысле в лучшую сторону. Какие-то потоки смогут сюда перейти автоматически. Но, опять-таки, все это нужно оценивать. Смотреть аналитику таможенных органов, анализировать основных российских игроков импорта и экспорта, оценивать свою экономику. На уровне одного логистического центра это сделать сложно, на уровне страны нужно.

А кто должен этим заниматься?

В первую очередь, государство. Необходимо воспользоваться  нашим географическим положением. В полной мере использовать близость к Европе, России, Украине и той же Прибалтике. Я считаю, что государство должно стать двигателем, который запустит этот процесс.

В 2008 году была принята «Программу развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года», что Вы можете о ней сказать?

Не могу сказать, плоха она или хороша. Надеюсь, создавалась программа на основе цифр, а не как у нас часто бывает под лозунги, идеи или новомодные веянья. В нее заложены достаточно большие перспективы. Единственное, хочется обратить внимание на то, что с 2008 года у нас произошли большие изменения в экономике. Поэтому программа сегодня, на мой взгляд, требует детальной проработки. Ее необходимо пересмотреть. Товарные потоки по импорту сократились в два-три, а то и в четыре раза.

Как Вы считаете, каковы перспективы транспортно-логистической сети в Беларуси?

Перспективы очень хорошие. Повторюсь, находясь в таком месте, грех этим не воспользоваться. Мы – государство. А государство состоит из граждан, благосостояние которых зависит от того, насколько оно умело воспользуется всеми имеющимися возможностями и ресурсами. Например, в России ключевыми ресурсами являются нефть и газ, у нас один из основных ресурсов - наше месторасположение.

Если нашей стране удастся наладить большинство логистических потоков между Европой, Азией, южными и северными странами, то мы будем в «шоколаде». Самое главное, подходить к этому вопросу размеренно, с пониманием и осознанием того, что это нужно.

Я бы хотел отметить, что, сколько бы мы не построили логистических центров, все равно будет часть бизнеса, которому будет выгоднее содержать собственные склады. Необходимо постараться, чтобы не получилось так: у нас есть флаг – наше месторасположение, и сейчас мы всю страну опутаем ТЛЦ, а среднему бизнесу, которому с экономической точки зрения не выгодно воспользоваться услугами больших центров, не останется выбора. Должен быть здоровый баланс между логистическими центрами, возможностью предприятий самим что-то создавать и строить, а что-то брать в аренду. Если выбора не будет, то мы сами того не подозревая, будем усложнять жизнь среднему и малому бизнесу, не давая ему развиваться. 


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
1.220594