6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Размещение рекламы на сайте hata.by Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Есть ли у граффити будущее в Беларуси?

Опубликовано: 11 января 2012

Автор: Марина Кадочкина

Власти города вздыхают: надоело уже закрашивать чьи-то «писульки» на городских стенах, да и денег уходит на краску немало. У молодых художников к этой ситуации свое, особенное, отношение.

 Свое начало граффити берет еще в первобытном мире, когда люди рисовали что-то на стенах своих пещер. Однако в современном понимании культура граффити зародилась в США. Нью-йоркский подросток по кличке Taki в конце 60-х стал писать свое прозвище на стенах домов. Юношеская попытка заявить о себе, привлечь внимание быстро была подхвачена другими подростками.

– Само слово произошло от итальянского «нацарапывать», – рассказал председатель Минского клуба «Спрей-арт» Александр. – И для молодежи чаще всего граффити – это написание своего имени в виде различных загогулин. Такие «рисунки» редко можно назвать красивыми, скорее это вандализм.

У нас нет четкого понятия, что такое граффити. Под него, на мой взгляд, подпадает любая роспись стен.

– На данный момент можно сказать, что культура граффити в Беларуси есть, – рассудил витебский райтер Павел. – Однако уровень сравним с началом 90-х в Европе. Основные причины – это нехватка материалов и неправильная информация, которая доходит до общественности.

Всех райтеров можно разделить на 2 группы: художники, для которых это своя небольшая субкультура, и люди, которые просто пытаются что-то сделать только потому, что это модно. Вот как раз они портят внешний вид нашего города.

– А я думаю, что культура граффити становится все более популярной, – поделился своим мнением райтер seen. – В Беларуси открываются новые магазины,  где есть всё для начинающего райтера. Только вот те самые начинающие, покупая баллон, не до конца понимают, для чего он нужен. Сколько раз замечал: они выходят из магазина и как обезьяны рисуют или пишут непонятно что у того же магазина. Многие начинают, но мало кто продолжает  рисовать спустя хотя бы года три.  

А ведь граффити – это культура и творчество, собранные воедино. При помощи такого «союза» можно сделать серые и тусклые стены ярче, показать, что наша молодёжь не только пьёт пиво за углами(как считает большинство людей), но и умеет делать что-то необходимое и полезное.

– Отношение к граффити зависит от возраста, – рассказал райтер 1931. – Когда я начинал, мне казалось, что этим занимаются только очень крутые парни, и хотелось себя причислить к этой группе. Когда стал постарше, воспринимал граффити как своеобразный протест. Потом, конечно, понял, что это глупо. Сейчас для меня это способ самореализации. Безусловно, хочется, чтобы людям это нравилось, однако, в первую очередь получать удовольствие от работы должен я.

Рисую я чаще всего на некрасивых стенах, серых и облезлых, которые кроме уныния ничего не вызывают. То ли дело, когда там что-то нарисовано, – яркое, большое, разноцветное. Может хоть кто-то улыбнётся этой стене.

– Насчёт популярных в Минске стилей даже думать нечего - тут на первом месте бомбинг (ред. бомбинг - быстрое, количественное, зачастую нелегальное граффити). Иногда качественный, иногда не очень, – поделился опытом райтер 1931. - Часто можно увидеть рисунки в бабле – это когда он состоит из круглых черт. Реже используется вайлд, когдаизображения строятся на очень осложненных элементах. Иногда Wildstyle настолько продуман, что даже опытные райтеры не сразу разберутся в них. В Минске можно встретить единичные 3d-работы, но авторы, как правило, не местные. Но самые частые рисунки – это флопы (ред. – быстро нарисованный кусок, заполненный только скорой штриховкой или вовсе ничем не заполненный).

– Те, работы, которые делали мы, располагались в основном на гаражах по согласованию с их владельцами, – признался райтер Павел. – А гараж – это частная собственность. Потому что если хотелось сделать хорошую и объемную работу, то сделать это в течение часа под страхом проблематично. Хотелось нормально разложиться и спокойно работать.

– Я думаю, что, если были бы легальные стены, все с радостью ходили рисовать на них. На данный момент в Минске этот вопрос даже не рассматривается. Беларусь, к сожалению, далеко позади Европы, – вздохнул райтер 1931. – У нас, по-моему, считается, что граффити нет вообще. Если и появляются стоящие райтеры, то их можно по пальцем одной руки пересчитать.  Совершенно по-другому дела обстоят в России  и Украине, где постоянно проходят фестивали, акции и есть легальные стены для граффити. Тут дело даже не в популярно - не популярно, а в том, что у нас сказали «нельзя» - значит, нельзя; сказали «плохо» - значит, плохо. И в ближайшее время никаких изменений, к сожалению,  не предвидится.

– Мне кажется, что мы еще придем к тому, что культура граффити будет признана и в Беларуси, – продолжил райтер Павел. – Мы, в общем-то, во всем отстаем от Европы лет этак на 20. Пережитки «совка» и слабая распространенность рекламы тому причина. А ведь очень много денег зарабатывается на рекламном продукте. Когда художник рисует какую-то картину по своей задумке и потом вставляет логотип одной из компаний. Получается, что и райтер зарабатывает деньги, и реклама становится интереснее и ярче.

Однако мы не можем вспомнить ни одного художника граффити на постсоветском пространстве, который бы деньги зарабатывал только этим. В отличие от европейских стран, где взрослые люди получают заказы даже от мэрии. У них есть возможность устроить даже свои выставки.

– Наше общество пока для граффити пока не готово, - рассудил райтер 1931. – Молодёжь понимает, одобряет, а люди постарше крутят пальцем у виска, когда узнают, чем ты занимаешься. Да и в стране у нас большая часть населения – пенсионеры, зачем им граффити? Этим в основном молодёжь занимается, лет, наверное, до 25, редко кто старше.

– Наиболее расторопные райтеры, набравшись опыта со временем уходят со стен и гаражей. И предлагают свои услуги владельцам магазинов неформального направления и мелких клубов и кафе, – рассказал гомельский райтер Андрей. – Оформление таких заведений в стиле граффити, хоть и редко, но встречаются в нашей стране. Конечно, сотен заказов ждать не приходится, однако поработать в свое удовольствие и подзаработать возможность есть, было бы желание.

– На мой взгляд, у белорусских райтеров профессиональная перспектива может быть только одна – художники-оформители, – подытожил Павел.

В Беларуси на данный момент по ст. 341 Уголовного кодекса санкция статьи за нарисованное на стене граффити предусматривает наказание в виде общественных работ, штрафа и даже ареста сроком до 3 месяцев.


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
0.899468