«Курсанты белорусской Академии МВД через несколько лет смогут прямо из окон своих учебных кабинетов лицезреть настоящие прелести капиталистического быта – самый крупный в стране торгово-гостинично-развлекательный комплекс», - так начиналась статья в БДГ о самом амбициозном в 2004 году девелоперском проекте, который намеревалась реализовать российская компания ООО "Манолиум-процессинг".

Но вопреки ожиданиям, курсанты Академии МВД до сих пор вынуждены лицезреть унылый вид старого троллейбусного депо, которое и не сносится, и не используется вот уже много лет.

Площадка в 7 га, на которой находится депо, выделена под строительство огромного торгово-развлекательного комплекса, который, если бы все пошло по плану, застройщик мог бы ввести чуть ли не два года назад.   Но не срослось.  Очень твердым орехом оказалось для застройщика строительство нового депо в м-не Уручье. А не построив его, фирма не может приступить к сносу старого депо на ул. Красной и к строительству на его месте ультрасовременного комплекса.

А начиналось все очень даже красиво. В 2004 году  российская компания ООО "Манолиум-процессинг" (Москва) победила в тендере на право застройки почти семи гектаров земли в районе улиц Варвашени, Красной и Киселева. Для реализации проекта зарегистрировала в Минске дочернюю структуру ИП "Манолиум-инжиниринг", провела международный конкурс на лучший архитектурный проект комплекса. В комиссию по отбору проектов входили, кроме минских ведущих архитекторов и чиновников, первый заместитель главного архитектора Москвы Юрий Григорьев (некогда главный архитектор Минска)  и вице-президент Московского отделения Международной академии архитектуры Андрей Чернихов.

Руководитель фирмы «Манолиум инжиниринг» Андрей Долгов говорил тогда, что аналогов чего-либо подобного в Беларуси нет. В качестве партнера для эксплуатации будущего торгового центра застройщик планировал привлечь одну из российских или западных продовольственных ритейлерских сетей. На выделенном участке намеревался построить также пятизвездочную гостиницу, которую ООО "Манолиум-процессинг" планировал эксплуатировать совместно с западной компанией, предположительно английским гостиничным оператором. И еще предстояло построить бизнес-центр и развлекательный комплекс с элитным рестораном, а также реставрировать двухэтажное здание УП "Минскэлектротранс" по улице Варвашени, 3, являющееся историческим памятником, и разместить в нем офисы ООО «Манолиум-Процессинг» и ИП "Манолиум-Инжиниринг". По расчетам, реализация проекта должна была обеспечить создание около 3,5 тыс. рабочих мест.

Начальник управления комитета архитектуры и градостроительства горисполкома Владимира Галковский во время обсуждения в марте 2004 года детального плана застройки участка в границах проспект Машерова-ул. Красная-ул.Киселева сказал, что "это самая уникальная площадка в Минске и самые крупные инвестиции России в экономику Минска ", а проектируемый комплекс "должен стать визитной карточкой столицы".

Детальным планом предусматривалось расширение улиц Киселева и Красной; а также пр.Машерова. Планировалось построить два подземных пешеходных перехода через проспект Машерова с выходами на трамвайные остановки и тротуары, организовать подземные связи будущего комплекса со станцией метро “Площадь Победы”.

На первоначальном этапе строительство комплекса россияне оценивали в 100 млн. долларов. Но в последующем стоимость проекта выросла почти до полумиллиарда долларов. А к гостинице, ТРЦ и БЦ добавились еще аквапарк, крытый каток, детский центр и другие объекты.  

Причем застройщик намеревался окупить инвестиции, которые собрался вложить в проект, всего за каких-то 7 лет. И надо сказать, что на тот момент эти планы были вполне реальны. Рынок недвижимости в Минске находился на подъеме, цены росли, а объектов-аналогов еще не было. Так что расчет был верен.

К тому же ООО "Манолиум-процессинг", будучи собственностью известного российского миллиардера Арама Екавяна, не испытывало недостатка в деньгах. Компании принадлежал крупный пакет акций в АО "Салаватнефтеоргсинтез" (г. Салават, Башкортостан). В сфере интересов компании находились также сельское хозяйство (предприятия в Тверской области и в Казахстане), пищевая промышленность (входящее в ее состав ООО "Ратмир" контролирует до 60% рынка молочных продуктов Тверской области), лесопереработка и др. По данным Банки.ру, в прошлом году Екавян Арам Александрович, основной владелец группы «Манолиум»,  владел 50% акций АКБ «Форштадт» (ЗАО), а также частью акций (15,88%) КБ «Проминвестрасчет». 

Приступить к строительству комплекса ИП «Манолиум-Инжиниринг» собиралось в 2006 году. До этого надо было за свой счет построить и передать городу новое троллейбусное депо и совмещенную базу для двух автопарков общей стоимостью 15 млн. долларов – таким было условие конкурса. И еще около 1 млн. долларов надо было внести в городскую казну.  

Но как сказал недавно на пресс-конференции заместитель председателя Мингорисполкома Сергей Радоман, депо все еще строится. 

По словам чиновника, часть работ по строительству нового троллейбусного парка на улице Гинтовта выполнена, на что инвестором было потрачено около 15 млн. долл. собственных средств. Для завершения строительства необходимо еще около трети от вложенной суммы.

По поводу планов по застройке квартала на улице Красной заместитель председателя Мингорисполкома сообщил, что данный проект не изменился. Инвестор, российское ООО "Манолиум-процессинг", на последней встрече с представителями Мингорисполкома подтвердил, что дофинансирует строительство нового троллейбусного депо и приступит к реализации  инвестиционного проекта – возведение торгово-развлекательного комплекса, паркинга и гостиницы.

Так чем же привлекает иностранных инвесторов белорусская столица? И почему, инвестор, ворочающий огромными капиталами и готовый вложить в строительство современного комплекса 500 миллионов долларов, испытывает трудности с финансированием объекта, который стоит в 25 раз меньше?

Нельзя не признать, что с тех пор как ООО «Манолиум-Процессинг» выиграло конкурс на строительство торгово-развлекательно-делового квартала на ул. Красной, много воды утекло. Инвестиционная привлекательность проекта заметно снизилась, в первую очередь, потому что подешевела коммерческая недвижимость. И инвестор, вероятнее всего потерял к проекту интерес, иначе он уже давно бы нашел два десятка миллионов на строительство какого-то троллейбусного депо. Ситуация, к сожалению, – типичная для Минска. 

Интересно, что пока ИП «Манолиум-Инжиниринг» занималось строительством депо,  ИООО "Манолиум-процессинг" (еще одна дочерняя структура московского ООО "Манолиум-процессинг"), успело засветиться в сделках купли-продажи недвижимости ОАО «Минский приборостроительный завод» («Белвар»), которые привлекали внимание Комитета госконтроля и Генпрокуратуры. Но это уже другая история, к сожалению, тоже не единичная для Минска.