грабли тракторСуществует мнение, что кризис 2011 года не в последнюю очередь был спровоцирован неумеренными вливаниями из бюджета в льготное строительство. Тяжелая экономическая ситуация в стране вынудила правительство в 2012 году сократить строительство жилья с привлечением государственных субсидий на 27%. Льготникам пришлось умерить свои аппетиты: очереди нуждающихся хорошенько почистили, деньги на выплату кредита запретили отбивать на сдаче построенной квартиры в наём. Помощь получили только те, кому она была необходима. И действительно, с горем пополам этот год прошел без экономического обвала.

Но минул 2012, и дискурс высоких пресс-конференций снова двинулся по пути угоды электорату. Однако, насколько власть соизмерила свои планы с возможностями бюджета, если обещает построить еще на 10% больше жилья с привлечением льготных субсидий? Не наступает ли наше государство на старые грабли и выдержит ли хлипкая белорусская экономика новый удар судьбы? Этот вопрос мы задали экономисту, автору блога ctrl+f «Экономика», который публикуется под псевдонимом Непублiчная Асоба:

«Сперва о том, на какие именно грабли правящая прослойка наступает. Фундамент под кризис весны-осени 2011 г. был заложен ещё весной 2010-го. После окончания действия последнего кредитного соглашения с МВФ, в верхах было решено, что 2010-ый - год президентских выборов - должен радикально отличаться от только что закончившегося 2009-го с его почти нулевым ростом (0,2%). В условиях продолжающегося застоя на основных экспортных рынках было решено стимулировать производство и потребление "неторгуемых товаров", в первую очередь, продукции строительства.

Если верить данным системы национальных счетов, доля прямого импорта в конечной стоимости строительной продукции составляет примерно 14%. По всей видимости, было решено, что это немного (в машиностроении аналогичное значение - 46%) и большой угрозы для платежного баланса страны такое стимулирование не несет. Как результат, в 2010 году ввод в действие жилых площадей вырос в сравнении с преимущественно предкизисным 2008-ым на 32% (до уровня 699 кв.м. на 1 000 человек). В то же время экспорт, в первую очередь в машиностроении, из застоя не вышел. Как показывают мои расчеты, только эти два фактора (рост строительства жилья и снижение экспорта машиностроительной продукции) способствовали увеличению дефицита торгового баланса страны на $2 795 млн. в 2010-ом.

Одновременно с уже традиционным предвыборным ростом зарплат был принят ряд ошибочных решений, например, разрешение получателям льготных кредитов на жильё в г. Минске обращаться к коммерческим застройщикам, откладывание момента повышения ввозных пошлин на бывшие в употреблении автомобили и др.. В результате, кредитная эмиссия [выпуск в обращение новых денег – примечание hata.by] (как через механизм льготных кредитов, так и через кредитование на рыночных условиях "разбогатевших" избирателей-заемщиков) продолжала стимулировать импорт (как потребительский, так и промежуточный).

После выборов в конце 2010 года стало понятно, что (а) по политическим мотивам невозможно отказаться от дальнейшего стимулирования роста и (б) по всё тем же политическим мотивам МВФ не сможет выручить РБ в случае кризиса платежного баланса. Остальное - результат некомпетентности (или трусости?) верхов.

Таким образом, в ожидании повторения кризиса, сопоставлять текущие данные лучше не с данными за 2011-ый (3 квартала из 4-х в котором были кризисными), а с данными за 2010-ый. В этом отношении, планы по вводу жилья в 2013-ом выглядят довольно тревожно: 677 кв.м. на 1 000 чел против 699 в 2008-ом. Тем не менее, нет оснований верить, что этого плана будут придерживаться. В 2012-ом власти закрыли глаза на отставание темпов роста ВВП от прогнозных значений, точно также будет и в этом. Ситуация во внешней торговле будет сложной, плохая внешнеторговая статистика ухудшит условия для рефинансирования внешнего долга и, наверняка, потребует новых сверхплановых заимствований. Вокруг этого и будет крутиться макроэкономическая политика властей.

В такой ситуации решения будут приниматься не на основании дежурных планов, составленных для непредвыборного года, а по результатом переговоров с потенциальными кредиторами. Впрочем, вполне может быть, что своими действиями в начале года - например, через то же стимулирование строительства жилья - верхи в очередной раз невольно ухудшат свои переговорные позиции»