Жилищной проблемы в Беларуси давно не существует. Она выдумана теми, кому было выгодно ее наличие. Или же у белорусских граждан все есть для полного счастья и им глубоко все равно, что там решают власти по поводу строительства жилья. Как-то еще по-другому трудно объяснить ту неактивность, с которой прошло общественное обсуждение проекта концепции новой жилищной политики. А ведь этот программный документ в одночасье отлучает более 400 тысяч  квартирных очередников от государственной поддержки при покупке или строительстве квартиры.

Напомним, что проект концепции государственной жилищной политики на 2012-2015 годы был разработан в начале года по поручению Президента Республики Беларусь. Новую жилищную политику отличают от старой: адресность государственной поддержки при решении жилищной проблемы; более жесткие критерии и порядок учета граждан, имеющих право на льготы при строительстве жилья; другие основополагающие позиции. Получают развитие такие направления, как создание фонда арендного жилья. Расширяются механизмы финансирования жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений, жилищных облигаций, ипотеки.

И хотя Концепция направлена на создание условий для успешного решения жилищного вопроса каждым гражданином, нуждающимся в этом, реально она может помочь только тем, кто попадает в льготную категорию – то есть имеет право на льготный кредит или субсидию. Судьба всех остальных очередников, в том числе и простоявших в квартирной очереди более 15-20 лет, попадает в полную зависимость от их собственного умения заработать нужную сумму на покупку или строительство жилья в условиях, когда условия для законного зарабатывания таких сумм практически отсутствуют. Вполне возможно, через лет 5 ситуация поменяется в лучшую сторону, но сегодня мы имеем то, что имеем. Да и новая концепция рассчитана всего лишь на ближайшие 3 года, за которые в белорусской экономике вряд произойдут глобальные изменения в части роста материального благосостояния граждан и уровня заработной платы.

Учитывая социальную значимость проекта новой концепции жилищной политики, правительство решило вынести этот проект на общественное обсуждение. Проект был размещен на сайтах Совмина, Минстройархитектуры, местных органов власти и в других доступных для населения местах. Каждый желающий мог высказать свои предложения. Но воспользовались такой возможностью несколько десятков человек.

Как говорят в Минстройархитектуры, поступило всего лишь 52 предложения по совершенствованию обсуждаемого проекта. Из них только 2 предложения учтены и внесены в проект концепции. Речь идет об организации на подъездах к городу перехватывающих парковок с привязкой к ним общественного транспорта и о предоставлении нуждающимся гражданам на безвозмездной основе проектов типовых домов различных конструктивных систем: каркасно-щитовых, из мелкоштучных каменных материалов, деревянных, на основе изделий домостроительных комбинатов и других.

35 предложений вообще никак не учтены, поскольку идут в разрез с основной идеей концепции. В этих обращениях предлагалось расширить категории очередников, имеющих право на льготные кредиты. Тогда как новая жилищная политика направлена на то: чтобы государственную поддержку получали те, кто без нее никак не может обойтись и кто особо важен для государства (например, военные, прокурорские работники и лица рядового и начальствующего состава Следственного комитета); чтобы квартирная очередь уменьшалась, а не росла из года в год; чтобы граждане не сидели иждивенцами и не ждали милостыню от государства, а сами пытались решать свои жилищные вопросы.

Еще 15 предложений содержали информацию о поддержке отдельных позиций концепции либо изложение индивидуальных ситуаций.

Получается, что только несколько десятков людей попытались что-то предложить в защиту своих прав на получение государственной помощи, которые так долго тем же государством культивировались в общественном сознании. А остальных почти 850 тысяч семей и одиноких граждан, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, похоже, полностью устраивает новая жилищная политика. И если это так, то о какой жилищной проблеме в Беларуси может идти речь вообще?

Удивляет вот еще что. Новая жилищная политика предусматривает оказание государственной поддержки в виде тех же льготных кредитов только тем очередникам, которые без этой поддержки не могут обойтись, -- то есть самым остронуждающимся. Но тогда почему эта помощь достается гражданам, которые строят квартиры в не самых дешевых домах (каркасных, каркасно-монолитных), квартиры, на много превышающие по площади льготный норматив? И почему построенное за льготные кредиты жилье годами не заселяется?

Видимо, далеко не все получатели государственной помощи на самом деле являются остронуждающимися как в господдержке, так и в льготных квадратных метрах. И снова напрашивается вывод о том, что жилищной проблемы в том виде, в котором нам ее всегда преподносили, в Беларуси на самом деле не существует, и что вся эта система льготного кредитования всегда нужна была преимущественно для того, чтобы загрузить работой строительный комплекс и чтобы помочь улучшить материальное благополучие и без того материально благополучных людей. Как говорится, деньги к деньгам.    

Справочно. В 2006 – 2011 годах в Беларуси построено 31,7 млн. кв. метров жилья. За счет этого жилищные условия улучшили 241,6 тыс. семей – более 1 млн. человек. Свыше 60 процентов жилья (19,4 млн. кв. метров) построено гражданами с государственной поддержкой. По итогам 2010 года Беларусь заняла лидирующее положение среди стран СНГ по вводу жилья (699 кв. метров на 1 тыс. жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 кв. метра на человека). При этом число семей и одиноких граждан, состоящих на учете нуждающихся, увеличилось с 656 тыс. на 1 января 2006 г. до 849 тыс. на 1 января 2012 г.