"Будем поддерживать индивидуальное строительство. Мы увидели, что те участки, которые выделялись под индивидуальное строительство, не застраивались, это связано с отсутствием должной инфраструктуры. Для решения этой проблемы государство берет на себя обязательства по подводке необходимой инфраструктуры, это газ, электричество и подъездные дороги, которые будут строиться за счет республиканского бюджета", -- заявил заместитель премьер-министра Анатолий Калинин во время прямой линии в газете "Рэспублiка".
Аналогичные заявления о необходимости строительства инженерных сетей для территорий новой усадебной застройки за счет бюджета за последних 20 лет звучали неоднократно. Более того, эти намерения прописывались в различных программных документах. Но реально дороги и инженерные сети за бюджетные деньги подводились только к усадебным домам, строившимся с государственной поддержкой для льготников в рамках президентских программ строительства жилья на селе. В остальных случаях подводка дорог и инженерных сетей, если и осуществлялась, то преимущественно за деньги владельцев земельных участков.
Поскольку прокладка сетей – дорогостоящее удовольствие, то, как правильно заметил А. Калинин, там, где сети, активно ведется освоение земельных участков, предоставленных под индивидуальную застройку. Там, где сетей нет, участки осваиваются очень медленно. Так было и в 90-х прошлого столетия в период первого коттеджного бума, и в начале текущего тысячелетия, когда после кризисных 1998-2000 годов рынок недвижимости в Беларуси начал оживать. То же происходит и сегодня.
Чтобы индивидуальное строительство активизировать, правительство предлагает строить сети для новых поселков за бюджетные деньги. Предложение включено в проект Концепции государственной жилищной политики.
Но надо понимать, что денег в бюджете свободных нету. Следовательно, госпомощь на прокладку сетей поступит только в самые горячие точки. Этими точками станут, по все видимости, территории новой усадебной застройки, которые уже осваиваются и еще будут осваиваться в ближайшие годы в рамках крупных инвестиционных проектов.
То есть снова у государственной кормушки окажутся единицы: льготники и особо приближенные. Остальным денег может опять не хватить. И не надо на этот счет испытывать никаких иллюзий, даже если сверху обрушится вал обещаний и заверений.
К бесплатным дорогам и сетям следует относиться точно также как к ценам на строительство жилья, которые якобы должны дешеветь, или как к заработной плате в 500 долларов.
При ежемесячной инфляции в 1,5% строительство квадратного метра жилья дешеветь не может в принципе. Потому что стоимость квадратного метра – это зарплата, это стоимость материалов, машин, механизмов, это транспортные расходы, которые растут ежемесячно, опережая даже рост потребительских цен.
Что касается 500-долларовой зарплаты, то ее как подчеркнула недавно глава Нацбанка РБ Надежда Ермакова, отвечая на вопросы газеты «Звязда», никто не обещал. По словам Н. Ермаковой, президент Беларуси всего лишь поставил задачу перед правительством и руководителями предприятий обеспечить возможность заработать такую зарплату.
Что касается самой Концепции новой государственной жилищной политики, то она по-прежнему пребывает в статусе проекта и возможно, будет пребывать в нем до следующей весны. Именно к этому моменту президент Беларуси дал поручение разобраться с жилищной очередью.
После того как проект Концепции подпишет президент Беларуси, для ее реализации придется разработать и принять множество нормативных документов, включая указы, постановления, инструкции и методики. Но беспокоиться о том, что пока дело дойдет до реализации, концепция успеет устареть, не надо: жилищный вопрос актуален всегда.