Для начала стоит сказать, что в 2010 году гимназия отметила 90-летие. За это время она прошла долгий путь  от начальной, семилетней, средней общеобразовательной, политехнической и средней школы с художественным уклоном, женской, мужской, смешанной, еврейской, русской и белорусскойшколы. В 1991 году она была преобразована в Минский художественный лицей, и, наконец, в 2000-ом - в гимназию-колледж искусств. 

Учебное заведение является членом Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, участником различных международных программ, таких как «Европа-2000», «Развитие», «Учеба для Европы», поддерживает постоянные партнерские связи с гимназией имени Г.Бёлля (Германия), стоккан-школой (Норвегия), художественным лицеем г. Белостока и г. Супрасль (Польша).

- Эта школа выпускает уникальную молодежь. Она дает среднетехническое образование, и выпускает специалистов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства, - рассказывает архитектор Александр Трусов. – Волею судьбы сложилось так, что выпускники участвуют в ее реконструкции и преображении.

Первый этап обновления гимназии начался в 1999 году, и коснулся он школьного тира. Своеобразная конверсия превратила тир в художественную галерею с отдельным входом.

Сейчас в ней выставляются работы учеников и преподавателей, и проходят защиты дипломных проектов.

Согласитесь, галерея похожа на подземелье сказочного замка, в котором хранятся несчетные богатства.

На втором этапе была «тюнингованна» входная керамическая композиция. Ее превратили в гигантскую картину. Исполнили работу родители учеников вместе с Александром Трусовым.

В результате государственной финансовой поддержки у руководства Центрального района появилась возможность провести реконструкцию столовой. Так начался третий этап реконструкции.

Предполагалось осуществить обычный, характерный для всех школьных столовых ремонт. Но по инициативе преподавательского состава, и эскизам, выполненным Александром Трусовым, было предложено использовать художественный потенциал школы, мастерских и преподавателей, под художественным руководством Евгения Николаевича Саковича.

В интерьере столовой представлена целая россыпь различных видов искусств. Например, батик расписывала Алла Васильевна Свириденко. 

Витинанку, один из видов белорусского народного декоративного искусства, выполнила преподаватель изобразительного искусства Марина Юрьевна Овчинникова.

Кузнечное искусство продемонстрировал уже известный читателям портала недвижимости hata.by кузнец Ю.В. Мацко. В одном из материалов мы представляли камин и книжные стеллажи, выполненные этим мастером.

Работы керамической мастерской представили Вера Леонидовна Марковцова и Ольга Владимировна Киселева. Соломенные элементы декора сделала Ольга Александровна Новогран. Художественная обработка поверхностей – дело рук художника Максима Звездина.

Общая идея заключалось в создании уличного масштаба. Стены украсили фрагментами классической архитектуры: порталами, капителями и колонами, чтобы дети привыкали к классическим пропорциям.

Еще одним замечательным решением является городской афишный столб. Его разместили в столовой не случайно, поскольку это излюбленное место школьников, где за чашечкой кофе или чая они могут обсудить прошедшее или грядущее событие.

- По словам строителей, вместо обычной столовой получился достойный ресторан, - шутит архитектор. В 2007 году открылась обновленная столовая.

Однако самыми главными должны стать четвертый и пятый этапы. Они включают в себя реконструкцию фасадов и благоустройство прилегающей территории.

- Школа панельная, и она не удовлетворяет сегодняшним требованиям теплопроводности. Затраты на содержание такой школы желательно уменьшить, - рассказывает Александр Трусов. - Средства должны поступить из бюджета в рамках реализации государственной программы тепловой реабилитации фасадов зданий и сооружений.

Архитектор предложил не просто «укутать» фасады утеплителем, а решить проблему художественно, и при помощи простых элементов придать гимназии-колледжу более интересную архитектурную форму. Александр Трусов считает, что внешне школа должна подчеркивать статус гимназии-колледжа искусств. 

Авторами реконструкции являются выпускники гимназии-колледжа искусств А. Трусов, А. Донской и Ю. Григорчук. При поддержке фонда национальной культуры «ИКОМОС». 

Нужно сказать, что проект новых фасадов впечатляет. С одной стороны, оранжевый цвет придает яркость и контраст. Он смотрится свежо и притягательно. Однако четкость форм и симметрия сохраняют строгость, присущую всем учебным заведениям.

Конечно, вместе с фасадами, видимой частью, произойдет и тепловая реабилитация кровли.

- Проект уже прошел экспертизу в госорганах и рекомендован к реализации. Надеемся, этой весной фасады начнут преображаться, и планируем, что к сентябрю он будет завершен, и здание гимназии-колледжа искусств обретет внешний вид, соответствующий внутреннему содержанию, - комментирует Александр Трусов.

Заключительный пятый этап будет посвящен благоустройству территории школы. Произойдет смена пешеходного покрытия. По желанию педсовета будет организована площадка для летних пленэров. Темами для зарисовок станут рассыпанные в ландшафте копии античных колон, скульптур и альпинарии.

Классы для занятий превратятся в беседки-кубики, защищенные от дождя и солнца. Старые мачты освещения будут заменены. Вечерняя подсветка здания украсит пешеходную аллею – продолжение ул. Кропоткина. Новое ограждение территории колледжа подчеркнет обновленный ландшафт и интегрирует его в близлежащий сквер.

- Очень надеемся, что будущие прогулки горожан по территории школы приобщат их к миру художественного творчества, которое живет и множится в этом уникальном колледже искусств, - заключают выпускники авторы проекта.