Затопило домО происшествии информационному порталу TUT.BY сообщил Антон: "Потоп случился у бабушки моего лучшего друга, что там творилось - просто ужас, люди плавали".

TUT.BY связался с Андреем, бабушка которого оказалась в числе пострадавших жильцов. 

- Бабушка позвонила мне в 9 вечера, сказала: «Приезжай, помоги воду черпать», - вспоминает парень. - Я приехал в 21.20. Там кошмар что творилось: тапочки плавают на лестничной площадке, в квартирах жильцы по щиколотку  в воде... По словам Андрея, его бабушка уже отдыхала, смотрела телевизор, когда услышала, что течет вода. Забежала в туалет, а там ... душ. Через пару минут вода уже лилась из розеток.

Аварийная служба приехала через час

- С девяти вечера жильцы звонили в ЖЭС, в МЧС, но нигде помочь не могли, - рассказывает Андрей. - Я дозвонился в Мингорисполком, где сказали, что помочь нам не могут, но заявку примут. Оставил свою фамилию и адрес...

По словам парня, только к 22.30 приехали специалисты из "Городской аварийной службы".

- Вода лилась больше часа, пока они ехали! Хоть бы кого прислали перекрыть воду, - вздыхает Андрей. - Когда я потом спросил, почему они так долго добирались, ответили, что вызовов много, а у них всего три машины, остальные, мол, в отпуске...

По наблюдениям Андрея, жильцам второго этажа досталось больше остальных. Люди только сделали ремонт, положили ламинат...

В УП "Городская аварийная служба", специалисты которой пришли на помощь жильцам спустя час после вызова, корреспонденту TUT.BY сообщили, что заявка об аварии поступила диспетчеру в 21.48, а в 22:40 сотрудники службы уже были на месте.

Почему специалисты аварийной службы ехали целый час?

- Только с 9 до 10 вечера в тот день нам поступило 15 обращений от граждан, - говорит диспетчер аварийной службы. - Мы работаем по сменам, в каждой по 25 человек. Во второй смене, например (работала 6 июля. - TUT.BY), у нас 3 электрические и 4 сантехнические машины на весь город.

Хватает ли у вас рабочих рук?

- Город растет, а ребят у нас не прибавляется, - поразмыслив, ответила диспетчер.

Тем временем замдиректора УП "Городская аварийная служба" Виктор Крук отмечает, что согласно договору служба успевает удовлетворять все заявки.

- К нам в день поступает от 50 до 70 заявок, бывает больше, бывает меньше, - говорит Виктор Крук. - Людей для устранения неполадок у нас хватает. На сегодня больше сотрудников набрать мы можем, но ведь ограничены и наши расценки на услуги - 9 тысяч рублей за 1 кв. м обслуживания. Таких цен уже и в магазинах нет, а мы по таким расценкам работаем...

Причину потопа обнаружили на 6-м этаже

Как оказалось, в квартире на 6-м этаже прорвало стояк рядом со счетчиком: вода хлынула в помещение, затопив которое, в виде обильного дождя спустилась на нижние этажи. Поток бил из трубы фонтаном вверх, умудрившись затопить и пол в квартире на 7-м этаже.


Как лопнул кран

TUT.BY обратился в ЖЭС №74, на балансе которого находится дом. Главный инженер предприятия Сергей Лухтов назвал причину аварии: на стояке в квартире на 6-м этаже лопнул шаровой кран.

- Он лопнул, потому что был порошковый, т.е. изготовлен методом порошковой металлургии. Для эксплуатации такой кран нежелателен - он не выдерживает стандартного давления. Сейчас мы выясняем, какая организация его устанавливала во время монтажа счетчика, эту информацию нам должен предоставить жилец, - говорит Сергей Лухтов.

Как отметил главный инженер, в результате прорыва трубы и последующего перекрытия стояка в пострадавших квартирах полдня 6 июля не было воды. Чтобы она появилась, сантехнику нужно было пройти в квартиру, где случилась авария. Однако жилец впускать представителя ЖЭС не хотел:

- Он требовал от нас документов, что он не виновен в залитии дома, - поясняет Сергей Лухтов.

Тем временем замдиректора УП "Городская аварийная служба" Виктор Крук отмечает, что шаровой кран, будь он даже порошковым, сам по себе не лопнет:

- Сам кран, хочу вам сказать, не развалится от увеличения давления, очевидно, было какое-то механическое воздействие на него, возможно, был у него дефект при монтаже, - предполагает Виктор Крук. - Порошковый кран - это, конечно, не литейный, он слабее. Если повторно такой кран открутить-закрутить, он может дать трещину.

"На совести самих жильцов"

В комплекте со счетчиком идет шаровой кран или вентиль, на выбор, с их помощью жильцы могут контролировать подачу воды в квартире. Хозяева самостоятельно выбирают организацию по монтажу счетчика. К слову, установить его может и ЖЭС, стоимость такой услуги около 300 тысяч рублей, шаровой кран при этом устанавливается латунный.

Однако если счетчик установила сторонняя организация, ЖЭС не должен проверять качество выполненных ею работ. При этом ЖЭС отвечает за исправность вентилей и шаровых кранов в квартирах, независимо от наличия в них счетчиков: если жилец обратится с жалобой на неисправность этих приборов, ЖЭС обязан неполадки устранить.

Другой вопрос, что многие жильцы до сих пор не желают устанавливать счетчики.

- У нас люди живут в квартире, лишь бы в ней жить. А ведь они должны быть заинтересованы в качестве своей жизни, - рассуждает диспетчер ЖЭС № 74. - Вентили или шаровые краны должны быть установлены на холодную и горячую воду, тогда, если что-то случится, нужно будет просто перекрыть воду. По правилам, если человек уезжает из квартиры надолго, он должен кран закрыть, тогда ни у кого ничего не прорвет. Но это остается на совести самих жильцов...

Кто возместит ущерб?


До 12 ночи Андрей помогал бабушке убирать квартиру...

С утра 6 июля жильцы пострадавших квартир активно проветривали жилье.

- Утром к ним приходила инспектор из ЖЭСа, прошлась по квартирам, что-то себе пометила - и всё, никаких описаний ущерба не делала, просто сказала: ждите решения, - делится последними новостями Андрей.

Как отметил главный инженер ЖЭС №74, в ближайшее время в пострадавших квартирах будет подсчитан ущерб, однако кто его будет возмещать, ответить не смог. 

Тем временем в УП "Городская аварийная служба" обращают внимание, что если шаровой кран устанавливала сторонняя организация, то ответственность будет нести она или жилец квартиры на 6-м этаже. Если ЖЭС, то "ЖЭС дает гарантию на полгода", что будет по истечении срока гарантии, уточнить в ЖЭС №74 затруднились.

Куда обращаться в случае аварии

Если авария случилась в рабочее время, то звонить следует в ЖЭС по месту жительства. Если же ночью - обращаться в городскую аварийную службу, которая работает круглосуточно, в Минске по тел. 8 (017) 292-22-13 и 292-25-68

К слову, предупредить аварию легче, чем ликвидировать ее последствия...