подземный торговый центрМетро открыли, а вход в подземный центр заварили

Проектировали подземный торговый центр вместе со второй линией метро. Три этажа под землей, общая площадь - 4200 квадратных метров. Вход в зал планировался из подземного перехода на перекрестке Кальварийской и Тимирязева. Строили торговый центр одновременно с линией метрополитена. В 1995 году, к Дню Независимости Беларуси, столичные власти торжественно открыли вторую очередь "Автозаводской" линии метро: две станции ("Молодежная" и "Пушкинская"), два перегона и оборотный тупик за "Пушкинской". Но подземный торговый центр так и не принял покупателей. Доступ в него закрыли, а вход заварили.

Спустя два года в городе появился другой похожий объект - подземный торговый зал над станцией "Партизанская". В 1998 году столичные власти решили продать оба долгостроя. Организовали аукцион по методу понижения начальной цены. В результате торговый центр на "Партизанской" ушел с молотка за 3 миллиарда рублей (по тогдашнему курсу это было всего 62 тысячи долларов) - в пять раз меньше начальной цены. Через три года "Подземный город" - а именно так назвали центр - достроили и открыли, он работает и сейчас.

А на подземный центр на Кальварийской тогда покупателя не нашлось. Через месяц торги повторили: стартовая цена составляла чуть больше миллиона долларов. Покупателя снова не нашлось. В период с 2003-го по 2007 год торговый центр выставляли на продажу много раз - но все безрезультатно.

- С тех пор попытки его продать попросту прекратились, - рассказала начальник отдела по проведению аукционов Минского городского центра недвижимости Ольга Сенчук.

Вместо покупателей - диггеры

Узнать, что представляет собой подземный центр, оказалось не так просто. В министерствах и ведомствах о подземном торговом центре говорят неохотно, ведь объект для городских властей считается проблемным.

- Главный инженер этого проекта из нашей организации давно уволился, а я подробностей просто не помню, - ответил директор института "МинскМетроПроект" Валерий Чеканов. - Даже если у нас сохранились какие-то документы по этому объекту, я вам не буду ничего показывать и рассказывать. Обращайтесь к заказчику - в дирекцию по строительству Минского метрополитена, объект сейчас находится на их балансе.

Впрочем, в этой организации о недостроенном торговом центре тоже ничего не рассказали.

Масштабы недостроенного подземного центра впечатляют: огромный двухэтажный зал с колоннами и перекрытиями. Отделки нет, стены из грубого бетона. Коммуникаций тоже никаких: не видно ни водопроводных труб, ни электрических кабелей. Кое-где на стенах из-за отвалившихся кусков бетона уже проступает земля. Повсюду так называемая "метрошная" пыль, образующаяся от тормозных колодок составов метро. Кое-где с бетонного потолка свисают маленькие сталактиты. Каждые пять минут слышен шум проезжающих поездов - тоннели метро проходят ярусом ниже. Там же, на минус третьем этаже, расположены технические помещения и действующая вентиляционная камера, в которой работают огромные турбины для продувки тоннелей воздухом. Запасные выходы из подземного комплекса наглухо залиты толстым слоем бетона. Среди кусков арматуры и остатков опалубки можно встретить и предметы быта, например милицейскую газету "На страже" за 1999 год или бутылку из-под водки, которая не выпускается уже лет десять. Следов жизнедеятельности человека достаточно много, ведь сюда периодически залезают минские диггеры. По их мнению, этот поземный торговый центр является одним из самых сохранившихся заброшенных объектов Беларуси, ведь про него никто не знает, и вряд ли в него кто-то случайно попадет.

Информации о подземном центре действительно практически нет. Фотографий со строительства не осталось даже у Петра Васильевича Костромы, который считается летописцем минского метро и долгие годы фотографировал все самые важные моменты из истории отечественной подземки. Куда могли пропасть документы?

- Обычно при продаже объекта госсобственности формируется полный пакет документов на него, - рассказал директор Минского городского территориального фонда госимущества Андрей Токарчук. - Но на этот подземный центр таких документов никогда не было. Дело в том, что он строился как часть метрополитена, и вычленить его из общей документации просто невозможно. Сохранились только поэтажные планы.

Трехэтажный торговый центр за 35 тысяч рублей?

Совсем недавно столичные власти предложили передать подземный центр предприятию "Гаражи и стоянки", чтобы сделать там подземную парковку на 400 мест. Но потом посчитали: чтобы довести объект до ума, нужно порядка пяти миллиардов рублей. Чтобы затраты хоть как-то окупились, стоимость стоянки одной машины в месяц должна составить 570 тысяч рублей.

- С таким тарифом обеспечить полную заполняемость вряд ли удастся - автолюбителю гораздо дешевле снять гараж, - считает Андрей Токарчук.

Буквально в десяти метрах от подземного центра сейчас строится 32-этажная элитная жилая высотка. Андрей Токарчук рассказал, что компания-застройщик недавно предложила выкупить у властей подземный центр и устроить в нем паркинг для жителей высотки. Предложенная цена… одна базовая величина!

- Предложение этого инвестора противоречит законодательству. Выкупить объект сейчас можно только за полную стоимость, которая составляет 5,5 миллиарда рублей. Инвестора, готового уплатить такие деньги, сегодня пока нет. Есть мнение: стройку нужно завершить и сдавать торговый центр в аренду, потихонечку отбивая вложенные средства. Как это будет решено - никто пока ответить не готов. Денег в бюджете нет, и как финансировать проект - непонятно, - считает Андрей Токарчук.

Будь в курсе

В Минске всего три действующих подземных торговых центра

Торговый центр "Купаловский"

Уже никто не помнит точно, в каком году в неиспользуемых помещениях касс, расположенных в переходе на станции "Октябрьская", поставили несколько рядов с торговыми боксами. Тем не менее торговый центр "Купаловский" можно считать первым запустившимся подземным торговым залом. Его торговая площадь - всего около 900 кв. метров. Центр работает и сегодня: тут продают одежду, бижутерию, бытовую технику, сотовые телефоны. Правда, из-за высокой аренды многие боксы сейчас пустуют, а поток покупателей в последнее время снизился. У столичных властей были планы устроить под Октябрьской площадью подземную четырехуровневую стоянку на 600 мест и соединить ее с "Купаловским" центром, но стройка так и не началась.

"Подземный город"

Подземный торговый зал над станцией метро "Партизанская" был построен и запущен в эксплуатацию в 2001 году. Площадь действующего торгового центра - 2800 кв. метров. Тут продают одежду, бижутерию, косметику. Есть проект его расширения - правда, уже над землей. "Верхний город" - так окрестили проектировщики вторую наземную часть торгового центра. Предполагается, что площадь нового торгового зала составит 10000 кв. метров. Стройка еще не началась: пока идут поиски инвесторов.

Торговый центр "Столица"

Это самый масштабный подобный объект в стране. Его строительство начали одновременно с реконструкцией площади Независимости в 2003 году и завершили в конце 2006 года. Торговый центр "Столица", общей площадью более 75 000 квадратных метров, размещен на 4-х подземных этажах: 1-й - 3-й этаж заняты под торговлю, общественное питание, услуги, развлечения; 4-й этаж - технический. 25000 квадратных метров занимают подземный паркинг и технические помещения. Говорят, что при строительстве "Столицы" пришлось закопать секретный подземный ход из здания правительства в метрополитен.