Стройматериалы в БеларусиВопрос в квадрате

Только за последние пять лет отечественные производители нарастили объем выпуска керамической плитки в 1,2 раза, кирпича и цемента — примерно в 1,5 раза, блоков стеновых из ячеистого бетона — и вовсе в 2,8 раза. Без прироста производства стройматериалов вряд ли удалось бы совершить тот рывок в жилищном и промышленном строительстве, который продемонстрировала наша страна.

Важность такого развития промышленности стройматериалов стала еще более очевидна в нынешнем году, когда из-за резкой девальвации рубля импортные стройматериалы значительно подорожали. Поэтому продолжение реализации проектов по импортозамещению — это вопрос не только выполнения планов строительства, но и его стоимости, в том числе цены квадратного метра жилья.

"Энергетическое" решение

О влиянии стоимости стройматериалов на цену квадратного метра жилья можно судить, например, на основании расчетов ОАО "МАПИД" — крупнейшей организации в столице и в целом в стране, отмечают в Минстройархитектуры. По данным этого предприятия, за май текущего года на строящихся жилых домах удельный вес стоимости материалов в средней цене квадратного метра в зависимости от серии новостройки составил от 55% до 61%.

По основным видам общестроительных и специальных работ удельный вес импортных материалов — примерно 13,5% от стоимости этих работ. При этом если на монтажных работах их доля составила 5—5,3%, а на общестроительных — 12,1%, то на электротехнических и сантехнических — соответственно 35% и 53%.

Таким образом, выпускать свое, сдерживать стоимость квадратного метра жилья — значит ограничивать повышение цен на новое жилье.

Впрочем, специалисты считают, что стоимость белорусских стройматериалов зависит не только от воли отечественных производителей.

"Производство строительных материалов требует значительных энергетических и сырьевых затрат, — объясняют специалисты министерства. - Например, удельный вес топливно-энергетических ресурсов в себестоимости производства цемента составляет около 66%, извести — свыше 70%, мелкогранулированного мела — 49%".

Поэтому отечественные предприятия стремятся снизить уровень материало- и энергоемкости производства. И это приносит свои плоды. Только за первый квартал нынешнего года затраты на каждую тысячу рублей произведенной продукции, работ, услуг в целом по организациям, входящим в состав Минстройархитектуры, уменьшились по сравнению с соответствующим периодом минувшего года на 0,4%.

Линии новых возможностей

В 2006—2010 годах организации промышленности строительных материалов Минстройархитектуры реализовали более 100 инвестиционных проектов. Эффект от таких вложений уже есть и будет ощущаться на протяжении многих последующих лет.
На очереди — новые задачи. Например, в ОАО "Белгипс" осуществляется проект по строительству нового завода мощностью до 20 млн квадратных метров гипсокартонных листов в год. Увеличение мощностей позволит, как прогнозируется, в полной мере обеспечить внутренний рынок белорусской продукцией взамен импортных аналогов.

Выполняются крупные программы по строительству трех новых производственных линий суммарной мощностью до 5,4 млн тонн цемента в год. Ввод их в эксплуатацию даст возможность цементным предприятиям нашей страны довести ежегодный объем выпуска продукции примерно до 10 млн тонн, что не только обеспечит отечественным цементом внутренний рынок, но и позволит ежегодно отгружать за пределы Беларуси до 1,5 млн тонн этой востребованной продукции.

В ОАО "Гомельстекло" планируется организовать производство энергосберегающего, ламинированного, зеркального, гнутого закаленного стекла. Это позволит увеличить объем выпуска, расширить ассортимент продукции из стекла высокого качества и в полном объеме обеспечить потребность внутреннего рынка, увеличить экспортный потенциал предприятия. Общая мощность производства полированного стекла широкого ассортимента составит 42,4 млн квадратных метров год.

Экспортный плюс

На рынке строительных материалов сегодня так много товаров, их ассортимент настолько быстро изменяется, что наши производители пока не могут на сто процентов обеспечить внутренний рынок страны отечественными материалами. Вся мировая экономика строится на принципах специализации. Поэтому некоторые стройматериалы нам пока проще в разумных объемах покупать за рубежом.

В дальнейшем же, когда мощности отечественных предприятий в результате модернизации и реализации инвестиционных проектов вырастут, импортные поставки можно будет минимизировать.

Кроме того, можно будет наращивать экспорт, тем более что для этого есть предпосылки.

В системе Минстройархитектуры утверждены и введены в действие почти 670 европейских стандартов на строительную продукцию (цемент, пористые заполнители, строительная известь, стекло строительное, полимерные трубы, железобетонные изделия и другие) и методы ее испытаний, отмечают специалисты министерства. Это помогает предприятиям отрасли удерживать свои позиции на рынках СНГ и дальнего зарубежья, а также наращивать объемы экспорта в российские регионы, Украину, страны Балтии, Польшу, Германию.

Организации отечественной отрасли экспортируют продукцию почти в 40 стран. Стратегическим торговым партнером остается Россия, на долю которой приходится свыше 70% экспорта белорусских стройматериалов. 28 предприятий уже осуществляют поставку продукции в страны ЕС с СЕ-маркировкой, а это свыше 25 наименований продукции.

Очевидно, что такая работа на экспорт на руку и отечественным покупателям. Благодаря переходу на новые стандарты повышается и качество отечественной продукции, представленной на внутреннем рынке.