Сергей, скажите, что принято понимать под сталинской архитектурой?
Так сложилось, что в ходу у нас представление о сталинской архитектуре, как о послевоенном «сталинском ампире» 1940-1950-х гг., когда советская архитектура окончательно порвала с западным влиянием и попыталась создать архитектурный стиль империи-триумфатора, эклектически смешивая разные исторические стили от петербуржского классицизма до барокко, а зачастую выдумывая свои оригинальные интерпретации национальных стилей в республиках.
В чем особенности этого стиля?
В повоенное время, на волне советского имперского национализма архитекторы нарочито игнорируют передовой опыт Запада, обращаясь к историзму и скатываясь в необратимую эклектику, которая получила позднее уничижительное клеймо «излишеств».
Но цель была достигнута – народ-триумфатор мог лицезреть монументальные сооружения-дворцы даже в райцентрах. И это было очень важной частью тоталитарной идеологии – дать прочувствовать пафос и импозантый дух великой империи.
И, конечно, у многих деталей этого стиля есть свои конкретные авторы: так наш земляк Иван Жолтовский придумал московские шпили на высотках, а Владимир Ершов – «рога изобилия», применённые им впервые на ВДНХ. А уж затем эти шпили и рога тиражировались вплоть до райцентров.
С чего началась история сталинской архитектуры?
Этот стиль закладывался ёщё с конца 1920-х, выдающимися архитекторами, которые получили дореволюционное образование – Олемом, Фоминым, Щусевым, Жолтовским, Лангбардом, которые оставили заметный след и в Беларуси. Именно с довоенного периода берут своё начало помпезность, монументализм, ансамблевость этого стиля. И, конечно же – анахроничное обращение к классике.
Считается, что в целом «сталинский ампир» сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Победитель конкурса – Б. М. Иофан, оптимистическое звучание произведений которого стало яркой страницей предвоенной архитектуры.
Классическими творениями сталинского стиля стал павильон БССР на ВДНХ СССР, ещё 1939 года, ансамбль Политехнического университета в Минске и т. д. После войны, с ростом материальных и административных возможностей это всё было сильно гипертрофировано.
Считается, что архитектурным предшественником сталинок является Муниципальное здание Манхэттена, построенное в 1909-1914 годах архитектором У. Кендаллом в стиле неоклассицизма. Это не противоречило советской идеологии?
Это расхожий миф. На неоклассику опиралась официозная архитектура фашистской Италии. Гитлер тоже обожал античную классику. В той или иной степени национальный романтизм с применением неоклассических элементов охватил тогда весь западный мир. И в первую очередь Восточную Европу. Если сравнить довоенную архитектуру Румынии или Польши с советской, то обнаружиться масса аналогий. То же самое можно сказать и о сопоставлении СССР с Латинской Америкой. Как раз функционалисты и рационалисты до войны были в меньшинстве. Их интернациональный стиль победил только после войны.
Привокзальная площадь Минска
Какие вы могли бы назвать главные достижения сталинского ампира в СССР?
Ну, конечно же – всё творчество Ивана Владиславовича Жолтовского, нашего земляка из Пинска! Он сумел создать неповторимый, оригинальный стиль и мощно его воплотит. Тут впечатляет и оригинальность компиляций в палладианском духе и попытка придать национальный, московский колорит и опять-таки масштаб! Конечно же – это весь ансамбль ВДНХ СССР в Москве, над которым потрудились изрядно лучшие зодчие своего времени. Конечно же – весь ансамбль московского метрополитена – колоссальные дворцы под землёю! Дворец культуры в Варшаве – великолепный образец советской архитектуры эпохи тоталитаризма. Ансамбли проспектов и площадей сталинской эпохи в Баку, Киеве и Минске до сегодня впечатляют и становятся частью уже частью национального сознания бывших советских республик.
Павильон Белорусской ССР на ВДНХ
Многие полагают, что после 1955 года в странах Союза так и не было построено ничего стоящего. Вы с этим согласны?
Нет, не согласен. Каждая эпоха имеет свой облик, продиктованный нуждами и, что ещё важнее – чаяниями общества. В этом смысле ансамбли Парковой магистрали и водно-зелёного диаметра в Минске, проспекта Калинина в Москве, отстроенного после землетрясения Ташкента, здания гостиниц, театров, музеев в разных регионах бывшего СССР – тоже замечательные памятники градостроительства. Иное дело, что мы не умеем ценить то, что имеем, уважать творческое наследие предшествующих поколений. За последние годы масса памятников уже советской архитектуры в Беларуси была уничтожена или непоправимо повреждена. Но это отдельный, большой разговор.