6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Сталинская архитектура. Монументальность и пафос великой империи

Опубликовано: 5 апреля 2012

Автор: Александр Лойко

В 30-ых годах чекисты доставали людей из домов, словно мышей из нор. Одно только имя вождя пролетариата многих приводило в ужас. Говорят, Якуб Колас часто спал одетым в рабочем кабинете. Ждал, что за ним придут. Спустя полстолетия шикарные квартиры с высокими потолками, расположенные в элитных домах, обрели совершенно иную атмосферу. Архитектура того времени по праву считается одним из лучших достижений советского зодчества. Об этом корреспондент портала hata.by поговорил с искусствоведом Сергеем Харевским.

Сергей, скажите, что принято понимать под сталинской архитектурой? 

Так сложилось, что в ходу у нас представление о сталинской архитектуре, как о послевоенном «сталинском ампире» 1940-1950-х гг., когда советская архитектура окончательно порвала с   западным влиянием и попыталась создать архитектурный стиль империи-триумфатора, эклектически смешивая разные исторические стили от петербуржского классицизма до барокко, а зачастую выдумывая свои оригинальные интерпретации национальных стилей в республиках.

В чем особенности этого стиля?

В повоенное время, на волне советского имперского национализма архитекторы нарочито игнорируют передовой опыт Запада, обращаясь к историзму и скатываясь в необратимую эклектику, которая получила позднее уничижительное клеймо «излишеств».

Но цель была достигнута – народ-триумфатор мог лицезреть монументальные сооружения-дворцы даже в райцентрах. И это было очень важной частью тоталитарной идеологии – дать прочувствовать пафос и импозантый дух великой империи.

И, конечно, у многих деталей этого стиля есть свои конкретные авторы: так наш земляк Иван Жолтовский придумал московские шпили на высотках, а Владимир Ершов – «рога изобилия», применённые им впервые на ВДНХ. А уж затем эти шпили и рога тиражировались вплоть до райцентров.

С чего началась история сталинской архитектуры?

Этот стиль закладывался ёщё с конца 1920-х, выдающимися архитекторами, которые получили дореволюционное образование – Олемом, Фоминым, Щусевым, Жолтовским, Лангбардом, которые оставили заметный след и в Беларуси. Именно с довоенного периода берут своё начало помпезность, монументализм, ансамблевость этого стиля. И, конечно же – анахроничное обращение к классике.

Считается, что в целом «сталинский ампир» сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Победитель конкурса – Б. М. Иофан, оптимистическое звучание произведений которого стало яркой страницей предвоенной архитектуры.

Классическими творениями сталинского стиля стал павильон БССР на ВДНХ СССР, ещё 1939 года, ансамбль Политехнического университета в Минске и т. д. После войны, с ростом материальных и административных возможностей это всё было сильно гипертрофировано.

Считается, что архитектурным предшественником сталинок является Муниципальное здание Манхэттена, построенное в 1909-1914 годах архитектором У. Кендаллом в стиле неоклассицизма. Это не противоречило советской идеологии? 

Это расхожий миф. На неоклассику опиралась официозная архитектура фашистской Италии. Гитлер тоже обожал античную классику. В той или иной степени национальный романтизм с применением неоклассических элементов охватил тогда весь западный мир. И в первую очередь Восточную Европу. Если сравнить довоенную архитектуру Румынии или Польши с советской, то обнаружиться масса аналогий. То же самое можно сказать и о сопоставлении СССР с Латинской Америкой. Как раз функционалисты и рационалисты до войны были в меньшинстве. Их интернациональный стиль победил только после войны.

Привокзальная площадь Минска

Какие вы могли бы назвать главные достижения сталинского ампира в СССР?

Ну, конечно же – всё творчество Ивана Владиславовича Жолтовского, нашего земляка из Пинска! Он сумел создать неповторимый, оригинальный стиль и мощно его воплотит. Тут впечатляет и оригинальность компиляций в палладианском духе и попытка придать национальный, московский колорит и опять-таки масштаб! Конечно же –  это весь ансамбль ВДНХ СССР в Москве, над которым потрудились изрядно лучшие зодчие своего времени. Конечно же – весь ансамбль московского метрополитена – колоссальные дворцы под землёю! Дворец культуры в Варшаве – великолепный образец советской архитектуры эпохи тоталитаризма. Ансамбли проспектов и площадей сталинской эпохи в Баку, Киеве и Минске до сегодня впечатляют и становятся частью уже частью национального сознания бывших советских республик.

Павильон Белорусской ССР на ВДНХ

Многие полагают, что после 1955 года в странах Союза так и не было построено ничего стоящего. Вы с этим согласны?  

Нет, не согласен. Каждая эпоха имеет свой облик, продиктованный нуждами и, что ещё важнее – чаяниями общества. В этом смысле ансамбли Парковой магистрали и водно-зелёного диаметра в Минске, проспекта Калинина в Москве, отстроенного после землетрясения Ташкента, здания гостиниц, театров, музеев в разных регионах бывшего СССР   – тоже замечательные памятники градостроительства. Иное дело, что мы не умеем ценить то, что имеем, уважать творческое наследие предшествующих поколений. За последние годы масса памятников уже советской архитектуры в Беларуси была уничтожена или непоправимо повреждена. Но это отдельный, большой разговор.


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
0.77204