6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Парковая магистраль. История главной улицы страны

Опубликовано: 28 февраля 2012

Автор: Сергей Харевский, ЕГУ

Среди градостроительных ансамблей Беларуси мало таких, которые предопределяли бы не только образ городов, но и целой страны. И среди них, бесспорно, ансамбль Парковой магистрали, носившей когда-то имя Машерова, а сегодня называемой проспектом Победителей. Это произведение градостроительства важно не только своим исключительным местоположением, беря начало от прежних ворот Минского замка, но и той стилистикой, и тем масштабом, которые оно задало всей столице Беларуси.

Парковая магистраль - одна из главных столичных улиц, которая растянулась вдоль и поперек, пролегла от городского центра вплоть до северной окраины за водохранилищем Дрозды. По ней едет много народа в будни, и неожиданно тихо становится в выходные дни. Устье этого машинного течения начинается с моста, перекинутого через еще один шумный городской коридор. Моста, который в дополнение разграничивает древнюю Немигу и улицу Богдановича.

С XII века на этом месте был древний город, за ним шло Пятницкое предместье, на котором с XVI века осела Татарская слобода с огородами. Там, где начинается теперешний проспект, до 1960 года был Низкий рынок, громко переименованный позже в "Площадь 8 Марта», с погребенными под ее почвой остатками минского замка, куда выбегала дюжина средневековых колоритных улочек. Ровно по сердцу древнего замчища, перерезав его пополам, просто сквозь старые кварталы и зеленые сады, с начала 1960-х начали вести новую городскую магистраль. В то время развитие Минска и рост его населения шли такими быстрыми темпами, что за ними не успевали никакие планы пятилеток.

После войны, по данным на 1944 год, в Минске жило только около 50 тысяч человек. А уже в 1972 году родился миллионный житель. Город рос и хорошел, аккумулировал в себя весь интеллектуальный и духовный потенциал Беларуси. Но к концу 1967 стало ясно, что исторический центр, существование которого полностью игнорировалось, не справляется с потребностями такого стремительного роста. Не обращая внимания ни на какие достоинства памятников архитектуры, из года в год старый Минск истребляли целыми кварталами. Теми, что уцелели на другом берегу Свислочи и во дворах, с высотками сегодняшнего проспекта.

С одной стороны на эту магистраль смотрит белоснежная барочная высотка кафедрального Духова собора, а с другой - классический пример тогдашнего строительства - параллелепипед высотки института "Белпромпроект". Собственно, он и предопределил направление и масштаб застройки будущего проспекта. Это стеклянное 10-этажное здание было возведено в 1967-1969 годах, на площади Свободы. Когда оно возводилось, наверное, представлялось ее создателям, Н. Шпигельману и Л. Мицкевичу, суперсовременным. Но презентабельный вид здание "Белпромпроект» имел только со стороны главного и боковых фасадов, которые были сразу использованы для световой пропаганды - в темноте ночи над городом то забавно, как в мультфильмах, стрелял крейсер" Аврора ", то воспламенялся розово-алый гигантский профиль Ленина. А вот с тыла, который был виден на пару километров, вплоть от железной дороги, в перспективе Немиги, это здание выглядело просто нелепо в паутине пожарных лестниц и хозяйственных выходов.

Чуть раньше напротив был размещен Республиканский Дом моделей и жилые дома с различными магазинами (1962 -67 гг., арх. Э. Левина и др.). Изначально его фасад украшала довольно нейтральная декоративно-орнаментальная композиция из металла, изготовленная под руководством Александра Кищенко. Но накануне Олимпиады-80 ее заменили пафосно-монументальным горельефным панно «Солидарность», на постоянные темы арабских революции, работы Анатолия Артимовича. Это сильно идеологизированное произведение своим масштабом и воздействием не имеет аналогов в Беларуси. Но это неоднозначное воздействие. Потому что по прошествии лет его стало тяжело рассматривать из-за новой пространственной ситуации, а политическое содержание панно с изображениями арабских, латиноамериканских и других революционеров стало более чем сомнительным.

За Домом моделей возвели здание с престижным, для своего времени, магазином «Алеся», строительство которого было завершено в 1967 году. За ним вскоре возникли семиэтажный дом № 5 и пятиэтажный дом № 7, в котором в то время располагался гастроном. На противоположной стороне магистрали находится здание спортивного общества «Трудовые резервы», перед которым до середины 1980-х была шумная автостанция, а за ними – обширный общественный стадион, на месте которого сейчас проходит русло Свислочи.

За ним возник Республиканский Дворец спорта. Его проект был разработан в тогдашнем институте «Белгоспроект», коллективом во главе с архитектором Сергеем Филимоновым. И его быстро соорудили среди сочной зелени заливных лугов, садов и огородов. Не обращая внимания на протесты коллег-специалистов, которые настаивали, чтобы здание перенесли на другую сторону трассы. Хотели уберечь видовые точки и чистоту замысла водно-зеленого диаметра. Строительство Дворца спорта велось скоро: с сентября 1963 года по май 1966 года. Да и проект оказался на удивление удачный, соответствующий назначению. Его особенностью было асимметричное расположение зрителей на стационарных трибунах и сцена на противоположной стороне спортивной площадки, что позволяло превращать арену в концертный зал. Удача белорусских зодчих приобрела Всесоюзную славу - проект стал типовым. Сам Филимонов разработал его варианты для повторной реализации в Челябинске и Волгограде. Повторно, по образцу минского Дворца спорта, такие же здания построили в Вильнюсе и в Днепропетровске.

В 1960-е - 1980-е годы в белорусском Дворце спорта проводились различные соревнования и чемпионаты, например, чемпионат Европы по спортивной гимнастике (1972) и чемпионат мира по борьбе (1975). Но, что не менее важно - это здание стало опорой культуры, так как здесь проводились и выставки, и концерты, и партийные собрания коммунистов.

Буквально через пару лет напротив Дворца спорта, который расположился на изумрудных  берегах набережной Свислочи, началось долгое строительство кинотеатра «Москва», по проекту В. Крамаренко, В. Щербиной и М. Виноградова. В образе главного фасада основную роль играет торцевая часть большого зрительного зала, более чем на 1000 мест, которая нависает консолью над большим застекленным фойе и вестибюлем. Сначала художником Гаврилой Ващенко фасад был украшен большими медными буквами, которые образовывали название кинотеатра по-белорусски. Но вскоре пришел приказ вставить букву "о".

На самом деле, над украшением этого кинотеатра, самого большого и комфортного в тогдашней Беларуси, работало немало художников и дизайнеров. В пластике фасада было использовано много различных ценных материалов, натуральный камень различных сортов, специальные светильники, по оригинальным проектам. А фойе украсил большой витраж по эскизу Гавриила Ващенко. На площади перед кинотеатром был возведен фонтан.

Композиционной ансамбль нового проспекта был разделен на четыре части тремя высотным зданиями, стоящими перпендикулярно к трассе. Их архитектурный шаг задал монументальный ритм всего пространства, которое они организовывают.

Замыкает весь комплекс этих зданий высотка гостиницы «Юбилейная», которая была поставлена ​​на месте мечети, специально снесенной для этой постройки в 1968 году. За этой гостиницей начинается теперь улица Мельникайте, которая круто взбегает наверх, на Юбилейную площадь. На повороте вверх возникло высотное здание Дома профессиональных союзов, а еще выше над всем ансамблем бывшей Парковой магистрали вознесли самое большое здание в истории Беларуси - институт "Белбыттехпроект". Его уникальное строительство, согласно проекту П. Краколёва, растянулось с 1976 по 1982 год. Этот более чем 102-метровый 24-этажный небоскреб и до сегодняшнего дня – самое высокое сооружение в нашей стране. Если же обратить внимание, что он был поставлен на самой высокой точке рельефа в том районе столицы, то, похоже, он еще очень долго будет предопределять облик города.

Почти все работы были завершены к 1980 году, накануне Олимпиады-80 в Москве, когда Минск принял большое количество гостей и участников футбольных олимпийских игр. Посередине Парковой магистрали посадили каштановые аллеи, которые за десять лет образовали великолепный бульвар. В цвету он производил неизгладимое впечатление. Владимир Короткевич с восторгом тогда писал, что "Парковая магистраль действительно парковая".

Наконец, архитектурный ритм в 1982 году поддержали четыре оригинальные скульптурные композиции "Времена года" четырех разных авторов: "Весна" Александра Шатерника, "Лето" Леонида Давиденко, "Осень" Юрия Полякова и "Зима" Валентина Занковича. Этот скульптурный ансамбль стал одним из самых значимых в отечественной скульптуре. Лишенный прямолинейной идеологии, он стал уникальным памятником лирического направления в реалистичном искусстве Беларуси. И до сегодняшнего дня таким остается. Даже над украшением подземных переходов под магистралью работали художники и дизайнеры, которые воплотили в их оформлении память о древности этого места, что выражалось в керамических панно с "археологическими" изображениями шлемов, топоров и кувшинов.

Сегодня проспект растянулся на 9 км до северной части минской кольцевой дороги. Здесь возникли многоэтажные административные здания, гостиница «Планета», Дом проектных организаций. Вдоль его трассы разместились жилые кварталы, микрорайон «Веснянка», инженерный корпус завода холодильников, необычайно пластичный по форме выставочный павильон «Минск-ЭКСПО». А в 1985 году в парке Победы был воздвигнут монумент "Минск – город-герой», чей крутой обелиск с золотой звездой стал композиционной доминантой магистрали, которая сегодня уже называется проспектом Победителей. Так была поставлена ​​точка в самом масштабном и сложном архитектурном ансамбле столицы Беларуси.

Парковая магистраль – проспект Машерова – проспект Победителей. Названия, которые воплотили в себе дыхание своего времени - огромных материальных и организационных возможностей, полета смелых инженерных идей и ожидания наступления светлого будущего. Строительство нового социального строя не вписалась в извечную человеческую природу, как и этот широчайший проспект - в застройку древнего Минска. И до сегодняшнего дня бывшая Парковая магистраль - уникальный комплекс произведений архитектуры, скульптуры и декоративного искусства, который определяет образ не только города, но и целой страны.


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
1.114166