6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Неоготика на Золотой горке. Часть вторая.

Опубликовано: 27 июля 2012

Автор: Наталья Рак, культуролог

Золотая горка - это название возвышенности в районе Площади победы, именно на ней стоит один из самых красивых неоготических костелов Минска – Костел Пресвятой Троицы (Св. Роха), ранее около него было кладбище – Золотогорское.

 

В городе строится новый костел

На протяжении полувека небольшая деревянная каплица св. Роха служит храмом прихода Святой Троицы. Но вот – деревянная каплица требует перестройки, и принимается решение построить новый храм, каменный и просторный. Усилиями епископа Войткевича и католической общины в 1861 году удается получить у царской власти разрешение на строительство нового костела. Надо напомнить, что Минск в период оккупации Российской Империи был лишен всякого самоуправления и любые инициативы, независимые от официальных, особенно те, что не отражали интересы приверженцев царизма, вызывали резкую неприязнь. Поэтому начало возведения костела было принято как знак возрождения духовных основ не только польско-ориентированной интеллигенции, но и беларусской. Стоит напомнить, что в этот период был подъем беларусского национального самосознания,  горожане, многие из которых были католики или потомки бывших униатов, стремились найти духовные основы беларусской культуры. Так как в этот период была четкая идентификация «православный значит русский», беларусская шляхта и интеллигенция решает совмещать свои устремления к независимости с борьбой поляков-католиков за самостоятельность. Это касалось не только  политической жизни, но и религиозной. Поэтому для беларусов-минчан строительство костела было важным событием. 

Достаточно быстро собирают деньги для нового храма. Особо большие пожертвования внесли супруги Леоновичи, полковник Ляскович и Антонина Каминская. Автором архитектурного проекта стал М.Сивицкий, академик Петербургской академии художеств.   Костел был построен в 1864 году.

Неоготический стиль в эту эпоху был весьма популярен. Для верующих католиков, неоготика, с одной стороны, отсылала к архитектуре католичесой Франции. С другой – транслировался средневековый взгляд на готику: воздушность и вытянутость форм здания иллюстрировало стремление человека к Богу. В неоготическом соборе, как полагала культурная традиция, человек чувствует свое уникальное место во вселенной храма. Также стоит отметить, что неоготика идеализировала Средневековье, поэтому появление неоготического костела св. Роха в Минске не случайно: беларусская культура начала поиск своих ценностей и идеалов в истории Великого Княжества Литовского.

В начале ХХ века была построена брама, однако она не сохранилась

При приходском храме действовала школа органистов, которая была достаточно известна во всей Восточной Европе. Костел быстро становится украшением города, и все минчане с гордостью показывают его гостям.

После революции

До 30-х годов 20-го век костел остается действующим, но службы проводились все реже и реже: и священнослужители, и прихожане подвергались репрессиям со стороны советской власти. Постепенно в костеле прекращаются службы . Правда, во время войны они возобновились. Во время взятия Минска советскими войсками,  костел был сильно поврежден: были снесены часть башни-колокольни и крыши, интерьер также пострадал. Была уничтожена брама.

Некоторое время костел использовали как книгохранилище, параллельно же уничтожался самый большой минский некрополь – Золотогорское кладбище, которое еще после войны было действующим. Помнящие славу школы органистов, советские власти отдают здание костела филармонии в 1976. В нем был установлен чешский электрический орган. Хорошая акустика храма быстро сделала новый зал филармонии известным на всю БССР. А во время строительства Дворца искусств было уничтожено кладбище.

После получения независимости Беларуси, костел все еще формально относился к филармонии. На протяжении пятнадцати лет католики и ксендзы добивались возвращения костела Римско-Католической Церкви. И только в 2006 году костел Святой Троицы (св. Роха) был переведен на баланс прихода. Городским властям было жаль расставаться с завидным неоготическим зданием, акустика которого была уже известна за пределами страны. Но сам костел нуждался в основательном ремонте, деньги на который местным чиновникам не хотелось тратить, а ответственность за культурно-историческое наследие Беларуси им показалось обузой.  Поэтому было принято «удобное и своевременное» решение вернуть костел католикам. Сейчас у прихода нет возможности  начать реставрацию. Но, если минчане смогли сами,  без помощи официальных властей, построить костел, то и собрать деньги на его ремонт в их силах. История повторяется: на Золотой горке вновь собирают пожертвования на костел святого Роха, но, если ранее целью была защита от холеры, то сегодня  минскую неоготику спасают от проказы времени.

 


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
0.716406