Неудивительно, что в 1860-е гг. XIX в. Адам Гонория Киркор писал про Минск в «Живописной России": "... в Минске ... общий народный характер города чисто польский. Разговорный, общеупотребимый во всех слоях общества язык - польский ". Не будем винить Киркора в предвзятости, тем более некомпетентности. Кому-кому, а ему ситуация была досконально известна. Про польский язык во дворах даже довоенного Минска пишет в своих воспоминаниях и Валентин Тарас. Это говорит о том, что традиция минского полячества продержалась фактически до наших дней.

"Золотой век" минской Полонии

В конце XVIII в. Минск возродился, став при этом одним из крупнейших центров католической церкви в Речи Посполитой: в городе был один фарный Троицкий костел и 11 при монастырях. Кроме того, существовало три греко-католических монастыря и отдельно три греко-католические приходские церкви. Согласно переписи, в Минске в 1797 г. проживало 5797 человек. Если разделить количество жителей на количество костелов, то Минск, без сомнения, опережал сам Рим!

И именно в те времена, в XVIII в., Название «Minsk» (Миньск) полностью заменяет изначальное имя «Менск» в официальных документах. Из этих же польских документов после разделов Речи Посполитой его перенесли в российские документы и карты. Профессор кафедры Варшавского университета А. Абремско-Яблоньска доказала, что название «Минск» появилась под влиянием польского Миньска-Мазовецкого в результате польской экспансии.

В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой город оказался в составе Российской Империи и стал столицей огромной губерний, от Литвы до Украины. В 1798 в Минске была основана Минская архиепархия Римско-Католической церкви и католическая семинария. Следует отметить, что никогда их здесь не было во времена старой Речи Посполитой. Минск, в начале самовластного царствования Империи по-прежнему оставался крупным центром римского католицизма, который в те времена ассоциировался именно с полячеством.

Проект костела Святой Тройцы на Золотой Горке в Минске архитектора Юзэфа Пия Дзэконьского

Как это ни курьезно, но расцвет полячества в Минске приходится на царские времена, и, прежде всего, на годы царствования Павла I и Александра I. Среди причин этого следует назвать введение польского языка в местных школах, в делопроизводстве, и отмену запрета жителям Короны Польской иметь недвижимость, землю и занимать должности в Великом Княжестве Литовском, которые существовали до конца Речи Посполитой. В результате, в Минск прибыло немало этнических поляков.

Среди самых знаменитых таких приезжих следует назвать Матея Кажиньского, родом из Лодзи, известного польского актера, певца и режиссера; создатель первого профессионального постоянного, естественно, в те времена, польского, театра в Минске, с оперно-драматической труппой. Матей Кажиньский гастролировал со своим польским Минским театром в Гродно, Полоцке, Витебске, Бешенковичах и даже дважды в Москве.

До театра Кажиньского в Минске действовал "Комедийный театр», которым руководили известные польские антрепренеры и постановщики Моравский и Жулкевский. Польская интеллигенция вообще сыграла решающую роль в создании и развитии профессиональной театральной и музыкальной культуры Минска. Колоссальную роль в развитии музыкального искусства сыграл Кароль Юзеф Липиньский - скрипач, композитор и педагог, родом из Львова, который с успехом концертировал в столицах Франции, Германии, Англии, Австрии, а также по всей Беларуси. Вместе с Никколо Паганини он играл на торжествах, посвященных коронации Николая I в Варшаве. В Минске, помимо концертов, он давал уроки нашему земляку, выдающемуся скрипачу и композитору Михаилу Ельскому; Доминику и Викентию Стефановичам, известным дирижерам, композиторам и музыкантам, которые, в свою очередь, стали учителями Станислава Манюшко, классика польской музыкальной культуры, создателя, вместе с польским композитором Кжижановским, первой белорусской оперы «Идиллия».

А также в родом из Минска были такие видные деятели Полонии, как: просветитель, писатель и издатель Конрад Прушинский, Зофья Леймбах, первая в мире женщина, которая стала во главе кальвинистской церкви, будучи президентом Консистории Евангельско-Реформационной церкви Польши, всемироно известная также как доктор медицинских наук и проректор и профессор Медицинской Академии в Варшаве, она окочила школу ещё в Минске, а в юности, во время Первой мировой войны, была активисткой Польской Организации Военной; Стэфан Осьвеньцимский – известнейший учёный о области классической филологии, профессор и руководитель кафедры классической филолгии Лодзьского университета; полькие видные дипоматы Валериан Лопатто, посол Польши в Латвии и Турции, двоенныя президент города Сувалки и Витольд Оконьский, консул в Бирме и Иране, до войны – и в родном Минске, а также многие и многие литераторы и художники, политики и учёные.

С предисловиями именно по-польски выходили в Минске и книги самого автора либретто оперы Манюшко "Идиллия" Дунина-Марцинкевича. Таким образом, польская профессиональная культура не только не потеряла своих позиций в Минске на рубеже XVIII и XIX веков, но и воцарилась здесь. Мы можем говорить о сильной белорусско-польской межкультурной конвергенции, благодаря которой, в конце концов, и родилась белорусская идея. Исключительную роль в культуре и общественной жизни польского Минска и всей Полонии сыграл Анджей Тавяньский, польский помещик, философ и религиозный деятель, который периодически гостил в Минске. Это был харизматичный лидер, который обосновал идею польского мессианизма, чьи идеи получили в историографии собирательное название – тавянизм.

Немало прекрасных строк посвятил Минску Владислав Сырокомля - польский поэт, драматург, переводчик, критик, краевед, автор блестящего емкого очерка «Mińsk», который публиковался в двух номерах журнала "Teka Wileńska", опубликованного в 1857.

Как отмечал Павел Шпилевский еще в 1854 году "...недостаток минских книжных магазинов, наполненных больше польскими, французскими и отчасти немецкими, но не имеющих новых современной сочинений на русском языке" ...

На изломе эпох

Террор, развязанный российскими властями после подавления восстания 1831 года, привел к катастрофическим результатам: расстрелы и повешения, высылка в Сибирь, конфискация собственности, депортация католического священничества и монахов, кассация монастырей, закрытие и разграбление костелов. В Минске по приказу императора Николая I разрушили даже ратушу. События тех лет, которые очень напоминают эпоху сталинских репрессий, описал в своей книге «Минск в середине XIX в. Из собственных воспоминаний» Тадеуш Корзан, великий польский историк, родившийся в Минске.

Следующее восстание, 1863 года, окончательно изменили облик Минска, маргинализировав полячество. Рассуждения о событиях и последствиях тех трагических событий также послужили созданию многочисленных текстов. Среди прочего Ян Неслуховский, написавший трогательный очерк в жанре мемуаристики "Z krwawych dni" ("Из кровавых дней"), вышедший отдельной брошюрой в Кракове. Впрочем, белорусскому читателю имя этого польского автора, уроженца Минска, известно как Янка Лучина, один из зачинателей новейшей белорусской поэзии.

Пример Янки Лучины не единичный. Именно из "польских" семей Минска вышли братья Иван и Антон Луцкевичи, создатели национальной белорусской идеи, ключевые фигуры белорусской культуры начала ХХ века, Александр Прушинский, известный в белорусской культуре как Алесь Гарун, замечательный поэт, публицист и крупный общественный деятель времен БНР, актер, режиссер и общественный деятель Флориан Жданович, который стал одним из основателей белорусского профессионального театра и кино, да и множество других лиц, которые начинали свои биографии и творчество в русле польской культуры, но потом сделали выбор в пользу Беларуси.

Тем не менее, несмотря на прямой террор и многие политические репрессии, полячество в Минске понемногу снова оправилась под конец XIX века.

Перепись населения 1897 года стала первым источником по национальностям Минска. В соответствии с ней евреи составляли 51,2%, россияне оказались на втором месте. Поляков и белорусов зафиксировано соответственно 11,4% и 9%. То есть, даже тогда, после столетия господства империи, вес поляков в Минске оставался большим, чем белорусов.

Надо признать, что точное количество поляков Беларуси и Литвы на рубеже веков определить невозможно. И главная причина кроется в состоянии национальной идентификации славянского крестьянского населения Беларуси и Литвы, а это значит, главным образом, поляков и белорусов. Но не крестьяне, а крупные землевладельцы (ziemianstwo) и интеллигенция были главной силой польского движения в Беларуси и Литве в начале ХХ века. В шести белорусско-литовских губерниях насчитывалось 15 752 землевладельца католического вероисповедания (75,0% от общего числа помещиков)!!! Следует подчеркнуть и то, что численность польского населения среди интеллигенции и представителей власти и права в Беларуси и Литве значительно превышала процентный вес поляков среди всех жителей края. В Минске действовало объединение Польской творческой молодежи "Ognisko", в котором активно участвовал минский гимназист, в будущем великий художник и профессор Вильнюсского университета, Фердинанд Рущиц.

Показательным является пример архитектуры. В Минске в разное время работали такие выдающиеся зодчие из Варшавы, как Герик Маркони и Тадеуш Растворовский, Красный костел в Минске строили поляки Томаш Пайдзерский, гражданин Пруссии, и Владислав Маркони из Варшавы. Долгое время в Минске жил и работал выдающийся варшавский зодчий Генрик Гай, который также принимал участие в строительстве Красного костела, а также здания Банка Польского в Минске, здания Общества взаимного страхования,  в котором ныне размещается Министерство внутренних дел.

Пожалуй, каждый знает здание по улице Маркса, 30, где находится музей Петруся Бровки, а изначально это был частный дом Гая, где был офис его проектного бюро "Гай, Свентицкий & Кo". Интересным памятником архитектурной мысли того времени был проект величественного костела чрезвычайно знаменитого польского зодчего Иосифа Пия Дэконьского из Варшавы для прихода Святой Троицы на Золотой Горке. Его строительству помешала Первая мировая война.

В самом ее начале, в 1916 году в Минске был создан польский Центральный гражданский комитет, при котором действовал Отдел опеки над памятниками искусства и культуры. Польская интеллигенция успела собрать более 50 научных экспедиции по городу и его окрестностям, в результате которых в собрании этой организации насчитывалось более 36 000 единиц хранения произведений искусства, раритетных артефактов, уникальных книг, рукописей, карт и фотографий. Все они были эвакуированы в 1919 году в Польшу, где сберегаются в музеях и архивах Варшавы.

Полония социалистическая

Начало ХХ века в Минске было отмечено созданием здесь в 1900 году Социал-демократии Королевства Польского и Литвы, которой руководили Ф.Дзержинский и С.Трусевич. Эта польская партия выступала за свержение самодержавия в союзе с другими социалистическими партиями, поэтому СДКПиЛ сотрудничала как с РСДРП, так и с Бундом. Что интересно, она выступала против создания независимой Польши. При этом другая партия - Партия польских национальных демократов (эндеков) рассматривала Беларусь и Литву как «восточные окраины» Польского государства и считала поляков хозяевами этой земли.

Подавляющее большинство края не приняло этих взглядов. Однако с конца 1916 года и особенно после возрождения Польского государства взгляды начали меняться. Среди поляков Беларуси и Литвы быстро расширялась идеология, основанная именно на концепции «восточных окраин». Первые польско-советские стычки произошли в Беларуси 17 февраля 1919 года. 22 апреля было объявлено обращение начальника польской армии Юзефа Пилсудского "К населению бывшего Великого Княжества Литовского". "Польская армия несет Вам всем вольность и свободу", - уверял Пилсудский, который свои воззвания и приказы издавал на польском и белорусском языках. Для части белорусских политиков и интеллигенции, Юзеф Пилсудский, сторонник федерализма, представлялся возможным другом белорусской независимости. И его здесь, в Минске, встретили как своего, не чужого. Вот что рассказывал мне художник Евгений Тихонович, свидетель тех событий:

"... От жены я знаю, что Купала любил слушать, как она читала его стихи, как четко звучали ее слова, переходя в звуки чувств. Смысл стихов возрастал даже от жестов ее рук. (...) Вечер тот был посвящен Юзефу Пилсудскому, сидевшему в ложе городского театра, опираясь на саблю. Он нежно смотрел на маленькую девочку и через свои большие усы улыбался. Наверное, нравилось ему маленькая девочка, которая так хорошо читала белорусское приветственное стихотворение от Купалы. "Этот вечер, - говорила Люся Голубок (жена художник - С.Х.), - запомнился мне больше всего, потому что тот усатый дядька бросил цветы к моим ногам, а потом долгое время люди хлопали в ладоши, стоя. Сотни людей смотрели в ту ложу, на Пилсудского, на его замечательных адъютантов, польских офицеров."

После Рижского мира 1921года Полония в Минске приобрела уже совсем другой, целиком пробольшевицкий характер. Но это был исторический максимум реального польского влияния на характер и ментальность населения города. В 1920-е гг. в Минск попало много этнических поляков-беженцев, возвращенцев из ссылок и каторги. Столица Советской Белоруссии стала и столицей польского коммунистического движения. Поляков в БССР было около 100 тысяч. Были созданы национальные районы, более 40 польских национальных сельских советов, работали десятки польских школ, из которых только в Минске было три, тут же действовал Польский государственный театр БССР. При педагогическом институте было польское отделение, которое готовило учителей для польских школ. До середины 1930-х даже действовали костелы. В Минске были редакции таких польских газет как "MŁOT" ("Молот"), которая призывала советских поляков защищать завоевания революции.

Еще более известной была польская газета для поляков всего СССР "ORKA" ("Пахота"), которая издавалась в Минске, по-польски. Среди тогдашней польской советской интеллигенции в Минске выделялись такие деятели, как, например, Владимир Ковальский, поэт и драматург, работавший заведующим польского сектора Комитета радиовещания, а публиковаться начал именно в минской газете «Orka». Поэзия Ковальского переводилось на белорусский, грузинский, литовский и русский языки. Но он был арестован в ноябре 1937 и расстрелян.

Подобным образом сложилась судьба большинства представителей польской интеллигенции Минска. В ссылке в далеком Казахстане умерла Ядвига Мошинская-Гельтман, поэтесса, переводчица и педагог. Она дебютировала стихами в минской польской газете «Polskaprawda». В 1917-1918 годах была в руководстве Польского социалистического объединения в Минске. В 1924-1931 годах преподавала в Польском педтехникуме в Минске. Печаталась в газете «Orka». Переводила на польский язык произведения Купалы, Коласа и других поэтов. Мошинская-Гельтман написала много учебников для польских школ Беларуси. Сослана в 1937 в лагеря в Казахстане, откуда уже не вернулась.

А вот еще одной такой советской польке в Минске повезло. Гелена Романовская, которая родилась в Минске в семье железнодорожников, окончила в Минске польскую школу и Польский педтехникум имени Людвика Варинского и пединститут. Работала учительницей в польских школах Дзержинска, потом в белорусской школе в Минске. Одновременно работала вместе с Ковальским на Белорусском радио, где велись польские передачи, а также в минской газете «Оrkа». Участвовала в работе 1-го съезда польских пролетарских писателей в Минске и т.д. А ее мужем был белорусский писатель Станислав Шушкевич, а сын, тоже Станислав Шушкевич, стал известным физиком-ядерщиком и председателем Верховного Совета Беларуси.

В Минске родились многие, действительно выдающиеся деятели польской и европейской культуры, которые почитали себя за поляков, например, выдающийся художник Владислав Стреминский, создатель собственного стиля "унизма", который обосновал в двух своих книгах "Unizm u sztuce" i "Kompozycia przestrenna". Он был другом Малевича и стоял у истоков УНОВИСа, возглавлял художественные центры в Смоленске, Витебске, Бобруйске, но в 1921 переехал навсегда в Польшу, где в Лодзи сделал то, что Шагал сделал в Витебске - открыл художественную школу, открыл первый в Польше музей новейшего искусства, стал главной фигурой польского авангарда ХХ века.

Также в Минске родился известный деятель польской эмиграции, главный редактор парижского журнала «Культура» Ежи Гедройц, мыслитель и публицист, романтик, который мечтал о единстве народов, а также многие, многие другие. В столице прошли школьные годы знаменитого художника Фердинанда Рущица, известного польского писателя Сергиюша Песецкого, автора романов из "Трилогии злодейской", где описан быт контрабандистов и реальных польских шпионов в подполье в Минске.

Сегодня в Минске проживает около 13 с половиной тысяч поляков, примерно как и в советские времена. Но несравненно большим за годы независимости Беларуси стал вес польской культуры и просвещения в нашей жизни - польский язык преподается не только в кружках и на курсах, но и в некоторых школах и университетах.

Лишне говорить, что польский язык теперь звучит и в дюжине католических костелов Минска, чего не было и близко не только 20, но и 100 лет назад. За годы независимости завязались тысячи профессиональных, духовных и личных контактов с Польшей. Трудно найти сегодня в Минске молодого гуманитария - историка, журналиста или литератора, который не владеет польским языком хотя бы пассивно. Тысячи представителей  белорусской интеллигенции учились или работали в Польше. Мы сегодня имеем колоссальный корпус текстов взаимных переводов, в результате чего традиция минской Полонии стала доступной и вновь возвращается в наш цивилизационный обиход. Например, тексты Сырокомли, Рущица, Песецкого мы уже имеем даже в нескольких переводах. Польские фестивали и выставки, театральные представления и гастроли музыкантов в Минске приобрели постоянный, прочный, традиционный характер. Пробужденная белорусская нация возвращается к своим европейским корням, и полячество становится на этом пути неотъемлемой частью нашей старинной традиции. Одним из свидетельств тому – название улицы в минском микрорайоне Брилевичи – имени Ежи Гедройца.

Если Вы хотели бы жить поближе к Польше, то, воспользовавшись нашим порталом Hata.by, можете подобрать и купить квартиру в Бресте или Гродно.